29 мая в Центральном Доме художника состоялась торжественная церемония вручения премии АРХИWOOD. Победителей определили Профессиональное жюри и народное голосование на сайте премии. Мероприятие прошло при поддержке Генерального партнера и Организатора премии компании «РОССА РАКЕННЕ СПб» (эксклюзивного дистрибьютора компании HONKA в России).
Главным результатом премии для многих стала долгожданная победа Николая Белоусова – самого авторитетного в России мастера рубленой архитектуры. 13 раз оказываясь в шорт-листе, он ни разу не брал в руки главный приз. Наконец справедливость восторжествовала: дом «Ловушка для солнца» принес ему приз жюри, которое, заметим, было абсолютно единогласно. А выбор народа в этой номинации пал на дом в Химках новичка премии Дениса Тарана. Совсем немного уступил ему в борьбе за симпатии публики дом в Кратово («архитекторы асс»), но и он не остался без награды, получив специальный приз организаторов – компании «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA). Настоящая битва за голоса общественности развернулась в номинации «Арт-объект»: две недели здесь уверенно лидировала выставка про конструктивизм на Шаболовке, но на финишном повороте ее обошел «Таблоид» из Нижнего Новгорода. Жюри же выбрало «Ленивый Зиккурат» в Никола-Ленивце (Владимир Кузьмин и Николай Калошин), хотя о нем споров на заседании было куда больше. Жюри сочло, что транслируемые им смыслы недостаточно внятны, но согласилось, что при всем при этом вещь «сильная» и недвусмысленно национальная (в отличие от космополитичного «Таблоида»).
Выбор жюри и народа совпал дважды – в номинациях «Общественное сооружение» и «Интерьер». В первой «дубль» сделал гольф-клуб бюро ТАММВИС – это еще один дебютант премии, неожиданно обошедший самого Александра Бродского с его автобусной остановкой в Крумбахе. Во второй номинации лидировала детская комната бюро RueTemple. Дарья Бутахина и Александр Кудимов выходили в финал уже не раз, но победу одержали впервые. Ставшие за это время настоящими мастерами детской архитектуры, они и на сцену вышли с ребенком – полуторагодовалым Петром. А вручали им призы чешский мастер деревянной архитектуры Мартин Клода и главный редактор портала Roomblе Оксана Кашенко.
Победивший в голосовании народа амбар вепсов удостоился и спецприза жюри – которое не могло не отметить высочайшего качества работу, но сравнивать этот мастерский музейный новодел с другими – подчеркнуто современными – объектами было сложно. Автор амбара, Антон Мальцев произнес грустную речь о сегодняшнем состоянии памятников деревянной архитектуры, с которым неожиданно совпал видеоряд подводки к номинации «Реставрация». Ее в этом году жюри решило не присуждать (что тоже прозвучало как печальная метафора), а фигурировавший в ней одинокий каретник перенести на следующий год.
Приз жюри в номинации «Малый объект» достался маленькой, но удаленькой баньке в деревне Клюшниково (Олег Волков), сделанной «за три копейки», но на редкость изобретательно и весело, что отметила главный редактор журнала «Проект International» Мария Трошина. Блистали остроумием и победители номинации «Предметный дизайн», и вручавшие им призы. Так, награждая бюро «АрхПоле» за стол с выменем (выбор народа), член Экспертного совета премии Григорий Ревзин вспомнил, как историк архитектуры Николай Брунов находил тот же образ в рисунке некоторых русских церквей. А Елена Архипова («АрхиСтудио») наградила Марию Ойкимус за трансформируемый светильник в виде детской игрушки-змейки.
Знаменательно лег расклад в номинации «Дизайн городской среды». Приз жюри достался бюро АИ-Студия за пешеходный мост на ВДНХ. А вручал его Олег Шапиро – человек, с чьих деревянных объектов и началась «капковская оттепель» (прозвучавшее со сцены словосочетание зал встретил аплодисментами). Подхватила же почин Москвы по преобразованию среды с помощью деревянных объектов Вологда, прогремев 3 года назад своим «Красным мостом» и «Треугольным садом» (оба объекта стали лауреатами АРХИWOOD). В этом году вологодская «Проектная группа 8» получила приз народа за остановку «Драмтеатр», а вручавшая его Юлия Зинкевич пригласила всех на очередные «Дни архитектуры», которые пройдут в Вологде в конце лета.
Главной сенсацией премии стало появление Гран-при.
Предыдущие 5 лет жюри не решалось на этот шаг, но дом в Духанино Алексея Розенберга (при участии Петра Костелова) покорил сердца всех членов жюри и, помимо победы в номинации «Дерево в отделке», ему была присуждена и новая – высшая – награда. Авторы дома совершили и первый в истории премии «хет-трик», получив приз и в народном голосовании – за Дом-депо в Конаково. Где, кстати, уже в ближайшие выходные пройдет фестиваль «Детское Архстояние», что символически связывает двух лауреатов и два важных для современной деревянной архитектуры места.
|