В рамках выставки REX 2015 прошло открытое заседание комитета по аренде Национальной ассоциации сетевой торговли (НАСТ). Модератором выступил Евгений Бутман, руководитель Ideas4retail. В заседании приняли участие Максим Вайнберг, исполнительный директор ГК «Адамас», Тихон Смыков, генеральный директор ГК Inventive Retail Group, Рубен Арутюнян, президент ГК Henderson, Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Эконика», Александр Салонов, генеральный директор сети «Уютерра».
«Основным драйевером развития индустрии до кризиса был долгосрочный рост спроса. И вот этот драйвер перестал быть базовым. Мы впервые сталкиваемся с существенным сокращением реального спроса», - начал дискуссию Тихон Смыков.
Евгений Бутман обозначил основные направления работы НАСТ и вопросы к обсуждению: «Номинирование договоров аренды в иностранной валюте – это пережиток 90-х гг. Ретейлеры будут любой ценой добиваться, чтобы номинирование договоров аренды в иностранной валюте было запрещено, в том числе на законодательном уровне». «Того сжатия, которое произошло, не было бы, если бы ставки были в рублях. Ретейлеры бы не испытали того шока, который испытывали и более плавно работали с потребителями», - прокомментировал Сергей Саркисов. «Еще один важный вопрос для нас - процесс краткосрочной фиксации льготной аренды на 1-3 квартала со стороны девелоперов. Важно понимать, что кризис не кончится ни через 2, ни через 3 квартала. Когда ТЦ отказ перезаключать договора, они просто отсрочивают неудобное для себя решение, - продолжил Евгений Бутман. – Следующий вопрос – корректный учет трафика ТЦ. Ретейлерам нужно четко понимать, существуют ли счетчики и можно ли эти счетчики проверять. Даже самые порядочные ТЦ врут по поводу трафика.
И последний вопрос - что делают девелоперы для привлечения трафика. Одна из инициатив НАСТ – делать рейтинг ТЦ и собирать мнения ритейла, насколько комфортно можно работать в том или ином ТЦ. Мы планируем запустить такой рейтинг в следующем году»
«Эти краткосрочные договоры не дают нам возможности брать длительные кредиты и чувствовать себя увереннее в диалоге с банками. Что касается нашей компании, мы уже закрыли 3 магазина в этом году, 4-й закроем в июне, и еще 6-7 до конца года», - отметил Рубен Арутюнян.
«На растущем рынке мы (ретейл) закрывали глаза на свою собственную неэффективность. Издержки покрывал рост рынка. Что мы делаем сейчас? Закрываем неэффективные магазины, потому что нет роста рынка. Девелоперам важно пересмотреть параметры сроков окупаемости своих объектов вместе с банками – это одна из реалий, в которой нужно начинать жить. Кроме того, нужно максимально сократить цепочку согласования решений и упростить этот процесс, перестать тасовать команды управленцев ТЦ. Собственники, попробуйте глазами ретейлеров выработать параметры эффективности работы УК, только тогда вы будете успешны», - заключил Сергей Саркисов.
|