На фоне снижения активности на рынке офисной недвижимости, ставшего результатом общей политико-экономической ситуации, положение дел в сегменте апартаментов как в столичных городах России, так и в Европе, оценивается специалистами как стабильное. По данным компании NAI Becar, темпы продаж апартаментов в обеих столицах России остаются на прежнем уровне, что свидетельствует о неизменно высоком спросе.
По итогам 2014 года совокупный объем предложения на рынке апартаментов Москвы составил 68 объектов или 7 853 апартамента. В отличие от января 2014 года чуть больше половины предложения рынка (54%) занимают апартаменты, находящиеся на высокой степени готовности, в январе 2014 данная цифра составляла 14%. Из них 62 здания являются объектами для собственного проживания и 8- объектами для сдачи в аренду.
Наибольший всплеск покупательской активности пришелся на октябрь и составил 170 апартаментов в месяц, что на 70% больше, чем среднемесячные показатели в июне-сентябре 2014 года. «Повышенная активность в октябре закономерна и связана с желанием покупателей обезопасить себя от потрясений, происходящих в экономике, - говорит Александр Самодуров, вице-президент NAI Becar. – Кроме того, мы отмечаем увеличение спроса на покупку апартаментов в инвестиционных целях – около 30% от общего числа сделок. Наиболее востребованные площади варьируются от 30 до 50 кв. метров».
На конец четвертого квартала средневзвешенная цена продажи не меблированных апартаментов к классе «эконом» составила - 153 611 руб./кв. м, «комфорт-класс» – 176 828 руб./кв. м, «бизнес-класс» – 336 057 руб./кв. м, элитных апартаментов – 491 700 руб./кв. м. В течение четвертого квартала наибольшее повышение цен на покупку апартаментов произошло в элитном сегменте и бизнес-классе, что связано с переводом ценообразования многих проектов в рубли, а также ростом строительной готовности объектов и вымыванием наиболее доступных предложений.
Такую же стабильность основных показателей рынка демонстрирует сегмент апартаментов Санкт-Петербурга. В четвертом квартале открылись продажи апартаментов бизнес-класса в лофт-квартале «Docklands» на Васильевском острове, таким образом, общий объем предложения составил 13 проектов (2 468 апартамента).
Выход нового проекта также расширил географию расположения проектов, однако большая часть проектов по-прежнему сосредоточена в Центральном и Адмиралтейском районах. Основное предложение по апартаментам располагается в Выборгском и Московском районах. Общий объем спроса по итогам квартала составил 86 апартаментов, из которых 60% - апартаменты для сдачи в аренду, 40% - для собственного проживания. Основную долю в структуре предложения Северной столицы занимают апартаменты площадью от 20 до 50 кв. метров.
Цена продажи не меблированных апартаментов в Петербурге по итогам года составила в сегменте «комфорт-класс» - 112 492 руб./кв. м, «бизнес-класс» - 144 313 руб./кв. м, элитные апартаментов - 528 350 руб./кв. м. «Несмотря то, что апартаменты являются достаточно молодым форматом на рынке недвижимости Санкт-Петербурга, уже в конце 2014 года их доля в объёме нового строительства в Петербурге составила 5%, - резюмирует Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге. – А растущий интерес девелоперов и стабильный спрос на апартаменты говорят о том, что данный вид недвижимости будет продолжать развиваться даже в сложившихся экономических условиях».
Не произошло значительных изменений и на рынке апартаментов Европы. Согласно исследованиям, проведенным NAI Becar, общий объем предложения в европейских странах по итогам года составил - 85 263 апартамента в более чем 1 545 проектах. Стабильный спрос на данный формат недвижимости обеспечивается в основном бизнес-туристами, наибольшее количество которых наблюдается в столицах европейских стран. Наименьшая стоимость проживания в апартаментах от 1 до 6 ночей отмечается в Испании - 90 евро. Самая высокая стоимость апартаментов на европейском рынке зафиксирована в Лондоне, где за одну ночь проживания придется потратить 400 евро.
Характерной особенностью рынка европейских апартаментов является то, что разница между брендами разного уровня (4 и 5 звезд) у одного оператора зачастую для потребителя не очевидна. Уровень оснащения схож даже у разных сетей: все они оборудованы полноценными кухнями, бесплатным Wi-Fi, гладильными принадлежностями, имеют 24-часовой ресепшн.
|