Комплексная застройка территорий повышает ликвидность квадратных метров. К такому выводу пришли участники дискуссии «Градостроительная политика: формирование сбалансированного рынка жилой недвижимости», которая состоялась в рамках выставки «Строительная неделя Московской области».
В 2012 году Правительство Московской области начало разработку региональных норм строительного проектирования на территории Подмосковья. Изменившись в ходе дискуссии с архитектурным сообществом и представителями бизнеса, сегодня нормативы полностью отражают правительственный тренд к качественным и разумным улучшениям городской среды обитания. «Не отступая от главной цели, нормы стали гибче, предложив градацию с учетом особенности конкретных территорий, - отметил в своем выступлении заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин. - Так в результате изменений, в 17 городах Подмосковья сохранится возможность возводить дома высотностью до 17 этажей. В 4 поселениях появятся современные Сити - в Котельниках, Одинцово-1, Мытищах и Красногорске. При этом в 22 исторических городах области будет запрещена высотная застройка».
Разработка долгосрочной стратегии развития Подмосковья становится приоритетной задачей правительства. При этом жилое строительство не является самоцелью, а становится одним из элементов создания комплексной среды. Одна из важных задач – создание рабочих мест. «Исходя из количества людей, живущих сейчас в Подмосковье, требуется 4,7 млн рабочих мест. Между тем, существует только 2 млн. Это потенциал роста для региона, - говорит Алексей Воронцов, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области. – Наша задача создать «магический треугольник»: дом – работа – отдых, дать людям возможность работать и отдыхать вблизи от дома».
Дмитрий Зотов, директор по развитию бизнеса ГК «Мортон», считает важнейшей задачей создавать у людей эмоциональную привязку к новым районам, где они покупают квартиры. «Наши покупатели переезжают в только что построенные районы, о которых они ничего не знают, - объясняет Дмитрий Зотов. – Они – чужие среди чужих на чужой земле. Между тем, каждый из новых районов имеет свою историю, порой уходящую корнями в дохристианскую эпоху. Мы выпускаем для наших покупателей социальные путеводители по каждому из районов, где мы строим дома. В путеводителях собраны интересные факты об истории района, о людях, которые были связаны с этими территориями. Эти знания формируют у людей гордость за свой район, чувство причастности к его истории».
Сегодня потребитель ждет от строителей комплексного предложения: покупают не просто удобную квартиру, покупают среду обитания: удобный дом, удобную улицу, удобный район. Борьба за клиента стала решающим фактором: девелоперы развивают свои объекты в соответствии с изменением спроса. Сейчас уже неактуально рекламировать качество строительных материалов, декоративные элементы фасада – это считается естественным. На первый план выходит внешняя среда, услуги, уровень благоустройства. Все это невозможно создать в маленьком проекте, потому девелоперы тяготеют к укрупнению форматов – комплексному освоению территорий.
«Градостроительная политика, проводимая Московской областью и направленная на создание комфортной квартальной застройки ограниченной этажности, уже начинает менять облик Подмосковья, - считает Андрей Пучков, генеральный директор Urban Group. - По опыту создания наших жилых комплексов в формате «Города для жизни» соединить доступную цену с качественной архитектурной и полноценной инфраструктурой, возможно, если управлять стоимостью проектов и использовать эффект масштаба, когда проекты комплексного освоения территории строятся на участке не менее 30-40Га. В этом случае получается и вложится в архитектуру, и создать все необходимые социальные и инфраструктурные объекты, и достаточное количество мест социального притяжения, и школы и детские сады по авторским проектам, и качественную инженерию.
По мнению строителей, такой подход окупается. «Квартиры в районах, построенных в рамках комплексного освоения, при условии ответственного подхода застройщика к развитию инфраструктуры, продаются в среднем на 15% дороже единичных проектов со схожей локацией. При этом, несмотря на повышение цены, сппрос на проекты комплексного освоения выше на 30%» - утверждает Владимир Воронин, президент ФСК «Лидер».
|