Механизм взаимодействий при трансформации крупной городской территории на примере концепции редевелопмента промзоны 45 «Автомоторная».
Уплотнение Москвы – один из важных вопросов не только для городских властей и девелоперов, но и для жителей столицы. Процесс продолжается постоянно – и «свободного» места остается все меньше. Для формирования городской среды, отвечающей современным запросам общества, помимо жилой застройки в столице должны продолжать появляться так называемые «точки роста» - мультифункциональные площадки, на которых будут созданы специальные условия для развития малого и среднего предпринимательства. Одним из образовательных кейсов программы «Новые лидеры территориального развития» стал план по реорганизации промзоны «Автомоторная». Который впоследствии может быть преобразован в универсальный механизм работы с территориями бывших промзон и интеграции их в городскую ткань.
На сегодняшний день в Москве расположено порядка 200 промзон. Это более 19 тыс га земли – почти 17% территории Москвы в ее старых границах. Большинство производств закрылись, содержание оставшихся на городской земле часто приносит только убытки. Заброшенные промзоны быстро становятся отрезанными от городской жизни центрами криминальной активности. При этом очевидно, что в рамках старой Москвы именно эти территории являются единственными потенциальными площадками для нового строительства, а также для создания новых многофункциональных ядер в полицентрической системе города, к которой стремится Москва.
Главной особенностью проекта по реорганизации зоны «Автомоторная», инициатором которого стала компания «Нордстар-Девелопмент», владеющая бетонным заводом на территории промзоны, стало то, что на площадке остаются не выводимые предприятия, занимающие около 40% территории. Среди них – уникальный набор действующих наукоемких производств, например, «НАМИ» и «Келдыш». При работе над проектом студенты программы столкнулись с особой проблематикой работы с крупными городскими территориями. Освоение 282 га депрессивной промзоны на севере Москвы связано с огромным числом взаимодействий, и даже самая актуальная для города вау-идея может остаться «бумажной», если не понимать модель продвижения идеи в действия.
Основным препятствием на пути к реорганизации является то, что вся территория промзоны – это, по сути, «лоскутное одеяло» собственников. Российское законодательство на федеральном и других уровнях имеет сложную модель действий в сфере редевелопмента. Алгоритмы, правила, законы – всё это большой мир взаимосвязей, без понимания которого невозможно преобразовать городские районы. Здесь важно понимать модель коммуникаций в стратегии редевелопмента. Такие же проблемы и особенности есть и в других промзонах столицы.
В рамках концепции проекта по реорганизации промзоны студенты программы «Новые лидеры территориального развития» предлагают подход двухэтапного освоения. В первые пять лет применяется практика временных проектов, кластеризация профессиональных сообществ, что создаст условия для изменения имиджа заброшенной промзоны. Второй этап – долгосрочная стратегия развития территории до формирования полноценного городского района к 2035 году. Потенциал развития во многом определяет планируемый городом на территории «Автомоторной» крупный Транспортно-пересадочный узел в структуре развития Московской кольцевой железной дороги, что определяет многофункциональное развитие территории. При формировании принципов планирования промзоны, студенты поставили задачи соединения следующих параметров: автономность района и интеграция его в город, транзитность места и его конфиденциальность, высокая плотность и средняя этажность, транспортная проницаемость и экологичная среда для пешеходов, приватность и публичность общественных пространств, новые смыслы и идентичность места, современный бизнес и традиции производства, север Москвы и город в целом.
На примере истории развития данного кейса и исследований мирового опыта редевелопмента студенты предлагают разработать общий универсальный механизм работы с территориями бывших промзон и интеграции их в город. Результатом проделанной за 9 месяцев обучения работы станет презентация студентов НЛТР, построенная в формате круглого стола и диалога с экспертами, так как гвоздь редевелопмента - механизмы взаимодействий всех участников трансформации.
Главной темой обсуждения станет механизм работы с бывшими промзонами и интеграции их в город как полноценного района с новым смыслом. На примере истории развития кейса «Автомоторная» будет рассмотрена именно проблематика работы с крупными территориями.
|