Реабилитация промышленных зон и трансформация заброшенных индустриальных объектов в центре города в арт-кластеры, бизнес-центры и апартаменты – тенденция, которую наблюдает даже не просвещенный житель. 26 сентября «Архполис» собрал круглый стол, чтобы обсудить, как применить опыт подобных проектов в образовательных программах по урбанистике и градостроительству.
Участники круглого стола:
Алекс Столярик, директор образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», «Архполис».
Ксения Мокрушина, урбанист, куратор курса «Развитие городской среды и планирование», «Архполис»
Олег Гончаров, генеральный директор «Архполис», запускал дизайн-завод «Флакон»
Анна Манюк, экс-директор по развитию дизайн-завода «Флакон».
Виталий Лутц, руководитель зональной мастерской №15 Института Генплана Москвы, работает над планировкой территории «ЗИЛ».
Евгения Егармина, руководитель отдела маркетинга дизайн-завода "Флакон"
В процессе разговора спикеры затронули ключевые вопросы образовательного курса «Развитие городской среды и планирование» программы «Новые лидеры территориального развития»: возможно ли превратить промзону в качественную городскую среду, не только создав самоокупаемый объект недвижимости, но и решив проблемы города? Каков баланс между краткосрочными шагами и долгосрочными стратегиями в работе с такими проектами?
Виталий Луц, руководитель зональной мастерской №15 говорил об этапах работы мастерской над территорией «ЗИЛ». Драйверами развития 460 гектаров между Москвой-рекой, Автозаводской улицей и Кожуховским затоном станут новое автопроизводство, образование и комфортная жилая инфраструктура, превратившись в так называемый «Технополис», проект «города в городе».
Сегодня «ЗИЛ», как и множество других остановленных заводов в центре города, генерирует ежегодные убытки для городских властей, задача девелоперов и городских планировщиков, по мнению Виталия – изменить ситуацию. При поиске решений город должен уметь отстаивать свои интересы, так как промзоны, считает Виталий – это сегодня последний городской ресурс для новой застройки внутри Москвы.
На примере «Флакона», команда, которая начинала проект – Олег Гончаров и Анна Манюк – рассказали о том, каким образом творческая частная инициатива развития небольшой территории превратила отдаленный район города в привлекательный для жизни и почему подход к редевелопменту «Флакона» отличался от подхода к редеволепменту «Даниловской мануфактуры» (KR Properties).
Перед Олегом и Аней стояла задача создать интересный прибыльный объект недвижимости на 20 тысячах квадратных метрах старого завода по производству стеклянных флаконов – половина его территории на тот момент была складом, половина стояла пустующей. В городе было мало мест, где люди могли бы самовыразиться, сделав для себя такое пространство, в котором им хотелось бы жить и работать. Флакон начал продюсировать его.
Привлечь интересных арендаторов помогло правильное позиционирование проекта в виртуальной среде и яркие известные в молодежной среде партнеры.
В основе концепции «Флакона» был нестандартный подход и маркетинг, тогда как началом развития «Даниловской мануфактуры» стала качественная дорогая инфраструктура, в которую вложил деньги собственник. Это позволило заполнить площадку крупными арендаторами, а затем уже начать создавать атмосферу этого пространства.
Евгения Егармина, руководитель отдела маркетинга дизайн-завода "Флакон", рассказала о том, что сейчас на территории развивается концепция «живи и работай» в одном флаконе, а в скором времени на территории творческого кластера появится уникальный капсульный отель.
Подводя итог дискуссии, Ксения Мокрушина, куратор курса «Развитие городской среды и планирование» в «Архполис», говорила о том, что проекты редевелопмента промышленных зон – это больше процесс, нежели результат, это проект -партнерство, объединяющий интересы всех вовлеченных сторон.
Успех таких проектов – в объединении эффективного менеджмента, нестандартных идей, планировочных решений, реализовать которые способны специалисты, умеющие комплексно подходить к развитию территорий. Программа «Новые лидеры территориального развития» строится вокруг реальных проектов, где студенты учатся воплощать в жизнь системные изменения и новые подходы в развитии территорий.
Начало занятий – ноябрь 2013 года.
Подать заявку: http://order.britishdesign.ru/march_dpo2/
«Архполис» – это творческая команда специалистов, которые занимаются созданием условий для успешной реализации концепций устойчивого развития городов и территорий, в основу их работы лег проекта арт-парка «Никола-Ленивец». Сейчас «Архполис» запускает образовательную программу «Новые лидеры территориального развития», формирующую тип специалиста, который профессионально сможет заниматься этой деятельностью.
Программа «Новые лидеры территориального развития» разработана в Центре территориальных инициатив «Архполис» совместно с Московской архитектурной школой МАРШ и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Она готовит специалистов-лидеров в области комплексного развития сельских и городских территорий, способных генерировать идеи и смыслы, реализовать свои инициативы и решать сложные задачи творчески, объединяя вокруг своих проектов команду единомышленников.
По вопросам программы «Новые лидеры территориального развития» обращаться:
Татьяна Золотайкина - координатор образовательной программы Центр территориальных инициатив «АрхПолис» Тел: +7 (495) 663 9132 моб: +7 (916) 271 60 59 e-mail: [email protected]
|