25-26 июня в Москве прошла 2 Международная Конференция по партизанскому (малобюджетному) маркетингу, организованная бизнес-тренером и бизнес-консультантом Александром Левитасом, экспертом №1 по партизанскому маркетингу в России, и event-агентством Marketing One. На Конференции выступили спикеры из Израиля, Хорватии и России с рассказами о своем опыте применения малобюджетных приемов маркетинга. О том, каким получилось мероприятие в целом мы поговорили после Конференции с Александром Левитасом.
- Как изначально появилась идея проведения такой конференции?
- Я много раз говорил, что специалистов по партизанскому маркетингу на российском рынке так мало, что их всех можно было бы собрать за одним столом. И в какой-то момент решил взять и собрать, потому что когда специалисты общаются между собой они порой придумывают что-то такое, чего до этого момента не знал ни один из них. Это уникальная возможность для участников конференции - получить практические рекомендации от всех лучших специалистов, заплатив меньше, чем стоил бы час консультации у любого из нас. Да и для всех нас, экспертов, на протяжении года проводящих семинары и консультирующих то здесь, то там, Конференция - это возможность пообщаться, обменяться опытом. Наконец, бюджет Конференции позволяет пригласить спикеров из-за рубежа, которых едва ли сможет позволить себе пригласить российская компания. Например, в этой Конференции приняли участие эксперты из Израиля и Хорватии, планировал выступить также "отец партизанского маркетинга" Джей Конрад Левинсон, но в самый последний момент здоровье 80-летнего патриарха не позволило ему это сделать.
- Как вы оцениваете результаты прошедшей конференции по сравнению с прошлым годом?
- С одной стороны, причин жаловаться вроде бы нет. В прошлом году Конференция шла всего один день и собрала около 480 человек, а в этом году спикеров было достаточно даже для двух дней и совокупное число участников составило около 700 человек. Были и яркие, харизматичные спикеры, и интересные выступления, и премия "Партизан года - 2013", которую я учредил в этом году, ушла к очень достойным, на мой взгляд, компаниям. Первое место и титул компании-партизана, кстати, получила компания из Красноярска, работающая на рынке недвижимости. Они придумали и реализовали совместо со Сбербанком кампанию по привлечению материнского капитала в сделки с жильем. С другой стороны, на Конференции я замечаю, что многие участники (особенно наёмные маркетологи, за которых платит компания) от спикеров ждут больше шоу, чем практической пользы - и это меня немножко расстраивает. Хотелось бы, чтобы приходя на конференцию, люди понимали, что они идут за знаниями, за конкретными идеями, которые могут прибыль их компании - и именно их старались оттуда унести.
- Можно ли обозначить какие-то тренды? Вот американцы делают ставку в этом году на контентный маркетинг, а чем увлекаются российские маркетологи и предприниматели?
- В России, в отличие от Америки, о каких-то общих трендах, на мой взгляд, говорить рано. Кроме того, я всегда говорил, что слово "тренд" используется тогда, когда товар или услугу покупают даже те, кому она не нужна. Это как с модой в дамских журналах - когда трендом сезона объявляют красное и обтягивающее, и так начинают одеваться даже те, кому это категорически не идёт.
В маркетинге я тоже не очень вижу место для трендов и модных веяний. Кому-то подойдет один прием, кому-то другой - и какая разница в тренде ли он, если позволяет имено вашей компании дополнительно заработать сотни тысяч и миллионы рублей, а то и долларов? И даже если никому кроме вас этот ход не подойдет, но в вашей компании выстрелит, это повод для гордости, а не для переживаний о каких-то трендах.
- Понятно, что спикеры были отобраны вами же, но удалось ли кому-то из них вас удивить?
- Они и удивляли практически все, как раз на этапе отбора. Именно за это и были выбраны. С большой радостью я познакомил аудиторию с Борисом Акимовым, создателем магазина фермерских продуктов LavkaLavka. На Конференции Борис рассказывал о своем опыте, о том, как начав с блога на бесплатном ресурсе и бюджета в 500 долларов, они за 4 года доросли до бизнеса с оборотом в 200 миллионов рублей в год. И я видел, что интуитивно Борис применял ровно те вещи, о которых я часто говорю на семинарах и тренингах. А именно - легендирование продукта, живое общение с покупателями, сторителлинг (рассказывание историй о продукте), обучение людей, партнерские проекты и многие другие приемы. Интересный опыт у Максима Валецкого, создателя общероссийской сети магазинов мебели MrDoors - он рассказал о том, как развивал свой бизнес с помощью франшизы. Михаил Чернышев сорвал овации, рассказывая о порой скандальных и эпатажных экспериментах TELE2 при выходе на рынок мобильных коммуникаций в Европе. Все они и другие спикеры действительно стоят того, чтобы их слушать и - не столько удивляться, сколько учиться. Вот это нужно.
- Расскажите, пожалуйста, как проходил отбор шот-листа участников премии "Партизан Года"
- Конкурс был объявлен в Интернете в начале весны, и с тех пор на сайт премии начали приходить заявки. Пришлось отсеять те из них, где не было конкретики ("У нас была низкая прибыль, но мы поработали, и она стала высокая") либо шла речь об обычных способах рекламы, а не о "партизанщине". Также мы отсеяли те заявки, где рассказывалось о том, что было сделано - но при этом автор кейса отказывался дать информацию о полученных результатах. Согласитесь, не может претендовать на маркетинговую премию компания, которая потратила деньги и не получила прибыли - даже если деньги были потрачены очень креативно. Из оставшихся заявок был составлен шорт-лист, список из лучших кейсов. Их затем оценивало жюри премии, в состав которого входили эксперты по маркетингу и известные бизнесмены.
- Какие планы на следующий год? Когда планируете начать подготовку новой конференции?
- Думаю, что сбор заявок на премию мы откроем в самое ближайшее время, а в остальном - в плане подбора спикеров, согласования тем докладов и организационных вопросов - работа начнется где-то с зимы. Пока надо, чтобы уложилось то, что сделано, чтобы люди успели внедрить и применить то, чему они уже научились.
|