12 апреля ассоциация профессионалов рыка недвижимости REPA провела Девелоперскую среду, посвященную вопросам квартирографии «Потребительские предпочтения. Квартирография как важный элемент успешных продаж жилья».
Эксперты, выступавшие в двух сессиях, получили массу вопросов – в том числе и довольно каверзных. Умрет ли квартирография под натиском «госзаказа»? Как влияет размер окон и шаг опор на продажи? Какой процент квартир с планировкой «евро» должен быть в жилом комплексе?
Состав экспертов включал застройщиков, архитекторов, риэлторов, что позволило рассмотреть ситуацию на рынке жилой недвижимости со всех возможных сторон.
Дмитрий Земсков, Коммерческий директор Главстрой Девелопмент:
При выборе жилья масс-сегмента ключевыми факторами остаются: бюджет покупки, локация, транспортная доступность, обеспеченность объектами инфраструктуры, надежность застройщика и динамика строительства. При равенстве этих условий покупатель предпочитает функциональное решение с минимальным бюджетом. Форматы планировочных решений, которые ранее считались нестандартными, в последнее время становятся все более популярными. Клиенты не хотят переплачивать за «избыточные» квадратные метры. Хорошим спросом пользуются «евродвушки», включающие в себя отдельную жилую комнату и объединенную кухню-гостиную, и «евротрешки», состоящие из двух отдельных жилых комнат и объединенной кухни-гостиной.Доля «евроквартир» может достигать двадцати и более процентов от общего числа в проекте. Сегодня этот формат из переходного, нишевого становится стандартным продуктом. Не существует «неудачных» квартир, надо найти правильное решение и донести его до покупателя.
Виталий Разуваев, Коммерческий директор Сити-XXI век:
В текущей стадии рынок достиг той пиковой нагрузки, когда невозможно не обращать внимание на желания и потребности покупателей. Ни для кого не секрет, что на текущем рынке у покупателей два драйвера для покупки жилья — бюджет и транспортная доступность. При этом на протяжении последних 2-3 лет планировки, а именно продуманная эргономика планировочных решений, начали подниматься с шестой позиции в рейтинге значимых факторов на четвертую.
Основной тренд сейчас - сокращение бесполезной площади холлов и коридоров. В числе востребованных в текущий период на рынке решений также: большой просторный санузел с возможностью комфортно расположить стиральную машину, зона под размещение шкафа-купе или отдельная гардеробная, санузел с окном. При этом ниши под шкаф-купе сейчас популярнее, чем гардеробные, так как требуют меньших затрат на оборудование помещения.
Алексей Могила, Глава представительства в России, Rossmils
Квартирография остается очень тонким вопросом для любого девелопера. Предусмотреть и воплотить все покупательские предпочтения весьма непросто. Особенно в нынешних условиях когда конкуренция по локациям и сегментам значительно ужесточилась. Приятно что даже на эконом классе застройщик тратит серьезные ресурсы на достижение оптимального результата. На бизнесе и элитке это в принципе задача номер 1. Проведенная дискуссия показала подход девелоперов к проблеме, их готовность отвечать на тренды и течения, и это вселяет оптимизм.
Татьяна Подкидышева, Руководитель департамента новостроек компании НДВ-Недвижимость:
Одним из факторов, оказавших свое влияние на квартирографию, стало сокращение доли инвесторов – с 30% до 5%. В большинстве своем покупатели выбирают жилье «для себя», и студии в прежнем количестве уже не так нужны рынку. Сейчас оптимально следующее распределение: 35% - на однокомнатные квартиры, 30-35% - на двухкомнатные, 10-15% - на трехкомнатные. Под студии достаточно 10-15%, хотя до этого их проектировали на уровне 30% от общего количества квартир. Создавая успешный продукт, важно учитывать и соотношение вариантов по числу комнат, и гибкость планировок, и общий метраж. На сегодняшний день в доступных ценовых сегментах покупатели рассматривают однокомнатные квартиры площадью 35-38 кв.м, двухкомнатные - площадью 54,9 – 60 кв.м.
Ксения Цаплина, Директор маркетингу и исследованиям рынка ФСК Лидер:
Одним из трендов последних лет является смещение покупательского спроса от квартир-студий и однушек в строну семейных квартир небольшой площади, но с продуманным эргономичным функциональным пространством – так называемые евродвушки и евротрешки с объединенной кухней. Этот формат сегодня пользуется повышенным спросом. Высокий интерес у покупателя вызывают и квартиры уникальных нестандартных планировок: двухуровневые квартиры, квартиры с атриумом, квартиры с панорамными окнами, мансардные квартиры, эркерные квартиры, квартиры с террасой или окном в ванной, квартиры с французскими балконами или квартиры с несколькими лоджиями и пр. Это штучный товар. В наших проектах таких квартир представлено порядка 10-15% от общего объема предложения. По нашим прогнозам такой формат квартир со временем будет только набирать обороты.
Также в дискуссии приняли участие: Филип Болл, Главный архитектор Dyer, Анна Соколова, Директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп», Светлана Подчалина, Руководитель направления исследований в сфере строительства и недвижимости, НАФИ. Аналитический центр, Екатерина Тейн, Вице-президент по розничным продажам, Группа ПСН. Модератором выступила Ольга Набатникова, Руководитель редакции «Новости недвижимости», МИА «Россия сегодня».
|