Московский метрополитен – сложная транспортная система, которая обеспечивает функционирование огромного города. Она представляет собой 12 линий общей протяженностью около 346 км, это 206 станций. Обеспечивая перевозку 2,5 млрд. пассажиров в год, метрополитен давно перестал быть только видом общественного транспорта, он выполняет навигационную функцию, является катализаторов развития территорий Москвы, используется как публичное пространство жителями. 3 апреля Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» организовало дискуссию «Московское метро глазами архитектора и пользователя», в рамках которой эксперты обсудили градостроительные, архитектурные и пользовательские аспекты столичного метро.
Спикерами дискуссии выступили: Игорь Бахирев, руководитель НПО «Транспорта и дорог» Института Генплана Москвы
Виктория Раубо, начальник отдела градостроительных объектов Москомархитектуры
Анна Ермалицкая, заместитель начальника пассажирских сервисов по архитек-туре ГУП «Московский метрополитен» Оксана Запорожец, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)
Модераторы:
Сергей Георгиевский, директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Александр Тугунов, эксперт МОО «Город и транспорт»
Открывая обсуждение по архитектурной и градостроительной тематике Сергей Георгиевский представил результаты геоинформационного анализа, который иллюстрирует, что территории, находящиеся в пешей доступности от станций метро, более привлекательны для малого бизнеса и являются точками притяжения деловой активности. Учитывая то, что современная Москва стремится к полицентричной структуре города, появление новых станций метро может стать драйвером развития территорий, отрезанных от города из-за наличия естественных и искусственных барьеров (лесных массивов, промзон, рек).
Об эстетике облика новых станций метро рассказала Виктория Раубо. Она подчеркнула, что с целью создания уникальной архитектуры для каждой станции Московского метрополитена столичный Комплекс градостроительной политики инициирует проведение архитектурных конкурсов. В качестве примеров современной архитектуры метро В.Раубо показала работы победителей прошедших двух конкурсов на станции «Новопеределкино», «Солнцево», «Терехово», «Нижние Мневники».
«Архитектурные конкурсы проводятся, чтобы побудить молодые команды участвовать в формирования нового облика станций. Мы следим за тем чтобы к реализации привлекали победителей, а проекты соответствовали выигравшим концепциям», – пояснила В.Раубо.
О перспективах развития московского метро рассказал Игорь Бахирев. Он отметил, что в 2010 году Правительство Москвы поставило перед собой грандиозные цели по развитию метрополитена. Запланировано, что к 2035 году протяженность линий достигнет 700 км, что обеспечит комфортную доступность до метро для большей части территорий города и позволит обслуживать 1 млн. человек дополнительно.
«Когда мы проектируем линии Московского метрополитена, мы смотрим, в каких направлениях развивается город, прогнозируем ситуацию, которая будет через 20-25 лет, определяем направление развития транспорта. На данный момент для Москвы есть 3 приоритета: приоритет пассажирского транспорта перед грузовым, приоритет общественного перед личным, рельсового перед автомобильным», – сообщил И.Бахирев.
Вторая часть дискуссии была посвящена социологическим и пользовательским аспектам.
Более подробно про пассажирские сервисы московского метро рассказала Анна Ермалицкая. Она подчеркнула, что из запущенных сервисов популярностью пользуются стойки «Живое общение». На станции «Пушкинская» на одной из них запустился пилотный проект – букроссинг (обмен книгами). Кроме того, на стойках появилась возможность отправки корреспонденции.
Центр обеспечения мобильности пассажиров – еще один из сервисов, который развивает метро. Служба работает по заявке. Сотрудники дежурят на станциях с целью определения пассажиров, которым нужна помощь. Самый популярный сервис, внедренный дирекцией – беспроводной интернет. «В сутки бывает более 3 миллионов подключений. Постоянно приходится обновлять сеть из-за растущего спроса», – отметила А.Ермалицкая.
Оксана Запорожец давно проводит со своими студентами полевые исследования в метрополитенах Москвы, Казани и Санкт-Петербурга. В процессе исследований она определила, что жители не воспринимают метро в одной тональности, у каждого оно связано с личными эмоциями. Многие пассажиры соотносят с метро события своей жизни. Кто-то воспринимает метрополитен как «пространство свободы», то есть место, где они могут себя чувствовать независимыми от семьи и работы. Наличие беспроводного интернета позволило использовать метро в качестве «мобильного» офиса. Часто метро становится площадкой для самовыражения. Пример – проект в инстаграме Павла Буранова, экспериментирующий в шуточном ключе с названиями станций.
«Несмотря на свою подземную структуру, метро не является изолированным от городской среды пространством», – отметила О.Запорожец. «Создание новых эталонов комфорта в городской среде, формируют новые требования пользователей к метрополитену», - добавила она.
|