В связи с ограниченными возможностями для застройки Москвы внутри Садового кольца, в ближайшие годы интерес инвесторов и девелоперов к реконцепции отдельных объектов и редевелопменту целых кварталов будет только повышаться, прогнозируют эксперты. При этом тенденция получит свое распространение не только на территории Москвы или Петербурга, но и в более отдаленных от центральной части России регионах.
В ходе мастер-класса «Москва. Архитектура. Редевелопмент» ведущие специалисты рассказали, какими качествами должен обладать проект редевелопмента, чтобы стать успешным, и под какие современные функции могут быть преобразованы дореволюционные фабрики и заводы. Организатором мероприятия выступила Гильдия управляющих и девелоперов. Мастер-класс состоялся на территории делового квартала «Красная Роза», который является одним из примеров эффективного преобразования промышленной площадки. До революции на этой территории располагалась одна из крупнейших шелковых фабрик России – фабрика Клода-Мари Жиро, после 1917 года – фабрика «Красная Роза».
Как заявил в своем выступлении Том Александр, ведущий архитектор Международной архитектурной компании Swanke Hayden Connell Architects (SHCA), основанной в 1906 году в Нью-Йорке и зарекомендовавшей себя в области проектирования, столица имеет огромный потенциал для редевелопмента и редизайна. «До 20% от общей площади территории Москвы, которая составляет примерно 100 тыс. га, – это промышленные здания. В большинстве европейских столиц их доля не превышает 10%, – отметил Том Александр. – Если можно было бы использовать хотя бы половину всех промышленных зданий под редевелопмент, город бы особым образом преобразился. Главное – иметь четкое представление о том, что должно появиться на месте старого завода и будет ли новый объект востребован через 30 лет».
Один из наиболее интересных способов наполнения проектов редевелопмента – создание лофт-пространств. На мировом рынке достаточно примеров такого перерождения опустевших фабрик. Есть такие проекты сегодня и в российской столице. К ним, к примеру, относятся деловой центр «ЛеФорт», бизнес-центр «Луч», кварталы «Красная Роза 1875» и «Даниловская Мануфактура». «Это один из наиболее понятных форматов. В Европе преобразованием промышленных объектов в апартаменты или офисы в стиле «лофт» занимаются более 50 лет. В России – порядка 10, – рассказал в ходе мастер-класса директор по продажам компании KR Properties Александр Подусков. – В Москве существует множество индустриальных объектов без каких-то «фишек», которые не являются памятниками и, безусловно, не украшают город. Создание лофтов – один из способов сделать из них что-то интересное и востребованное».
Рыночный спрос на лофты Александр Подусков оценивает на высоком уровне. «Еще несколько лет назад бытовало мнение, что такие пространства не для Москвы, и лофт-объекты не будут покупать или брать в аренду. Мы решили попробовать. В первую очередь нашими потребителями стали те, кто жил в Европе и Америке. Затем интерес стали проявлять и россияне», – поделился опытом Александр Подусков. По его оценкам, в настоящее время в Москве объем промышленных площадей, которые могут быть преобразованы в жилье в стиле лофт, составляет не менее 1 млн кв. метров.
Председатель совета директоров Kalinka Realty Екатерина Румянцева в ходе мастер-класса оценила роль консалтинга в сфере жилой элитной недвижимости. По ее словам, профессиональный консультант лучше ориентируется в рыночной конъюнктуре, и вероятность его ошибки в разы ниже. В результате финансовые показатели могут быть существенно улучшены. «Существует убеждение, что первостепенными для проектов, в том числе и редевелопмента, является локация. Однако есть объекты-флагманы, которые демонстрируют высокие показатели, но при этом они не расположены в престижной локации, – рассказала Екатерина Румянцева. – Гораздо важнее, чтобы проект обладал идеей, а также отражал потребность клиентов, которая возникнет через несколько лет».
Отдельное внимание в ходе мастер-класса было уделено вопросам редевелопмента дореволюционных промышленных зданий в зависимости от отрасли промышленности. Дореволюционные объекты, как правило, не стандартные, требуют сохранения и реконструкции. Партнер GVA Sawyer Эвелина Ишметова в своем выступлении привела примеры успешного и эффективного преобразования таких заводов и фабрик. «Дореволюционные объекты зачастую обладают необычными помещениями, и девелопер не сразу может увидеть все возможности преобразования, – рассказала Эвелина Ишметова. – Но каждый раз, когда проекты реализуются, несмотря на завышенные бюджеты, достигается результат, которым действительно можно гордиться. Проекты становятся визитными карточками не только конкретной компании, но и города. Для этого, правда, необходимо знание истории, фантазия и крепкие нервы девелопера».
Партнер Knight Frank Мария Котова рассказала участникам мастер-класса о проектах реконцепции, редизайна и редевелопмента торговой недвижимости в России. Эксперт привела в пример опыт Сингапура, в котором процесс обновления торговых объектов происходит постоянно. «Отдельные примеры мы сегодня можем найти и в регионах России. К примеру, в Новосибирске небольшой ТК «Малинка», который был открыт 6 лет назад, в настоящее время обновляется. Старый арендатор уже покинул здание, ведется надстройка второго этажа, переорганизовывается логистика», – рассказала Мария Котова. В Москве и Санкт-Петербурге пока существуют только разовые инициативы девелоперов. Однако так как потребители постоянно требуют «чего-то нового», это процесс будет идти с каждым годом все активнее, уверена Мария Котова.
Партнером проведения мастер-класса выступила компания KR Properties.
Справка
НП «Гильдия управляющих и девелоперов» (ГУД) основана в апреле 2002 года. Сегодня численный состав объединения – свыше 350 компаний в области управления, строительства и инвестиций в недвижимость. Представительства ГУД открыты в 9 крупнейших городах России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Казань, Владивосток, Самара, Тюмень, Киров. www.gud-estate.ru
Дополнительная информация:
Марина Ларкина, пресс-служба НП «Гильдия управляющих и девелоперов»
Тел. +7 (812) 640-60-70, +7-921-798-13-98, e-mail [email protected]
|