В рамках нового проекта Кризисная лаборатория MOZAIK 11 февраля состоялся первый дискуссионный клуб на тему: Назад в Шанхай, или Будущее развитие территорий". Автором проекта является компания MOZAIK Development, партнёром и соорганизатором его первого мероприятия - Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства. Тема выбрана неслучайно: в условиях падения интереса к приобретению земельных участков, когда крупные лендлорды не могут найти покупателей даже по демпинговой цене (с 50-60% дисконтом), землевладельцы всё активнее осуществляют межевание своих участков с целью их дальнейшей продажи в качестве земли без строительного подряда. В ближайшее время на рынке ожидается появление 4-5 подобных проектов, к лету, как считают аналитики, их число увеличится в несколько раз. По мнению генерального директора MOZAIK Development Андрея Князева, "кажущийся ликвидным на данном этапе продукт несёт в себе огромные риски как для девелоперов, так и для самих покупателей этих земель. По прошествии кризиса этот актив скорее потеряет свою ценность, чем повысит. Если сейчас эта стратегия обеспечивает некое минимальное cash-flow, то в будущем влечёт за собой большие финансовые потери, поскольку такой продукт не прибавит в стоимости и станет фактически потерянной территорией - вместо капитализации получится „зарывание" денег в землю. Кроме того, „шанхайная" застройка будет обесценивать все окружающие её территории. Теряют от этого в конечном итоге все - общество, государство, покупатель, девелоперы". Архитектор Михаил Хазанов оказался ещё более категоричен: Когда в посёлке предлагается земля без подряда - это знак беды. Среди рабочих предложений, выдвинутых Кризисной лабораторией MOZAIK для решения данной проблемы, - идея создания широкодоступных баз данных, позволяющих получать представление о перспективе развития тех или иных территорий, и государственных планов развития магистральных коммуникаций. Однако предложения эти носят слишком уж общий характер. А вот руководитель проекта "Российский дом будущего Сергей Журавлёв вынес на обсуждение собравшихся девелоперскую конкретику: Сегодня у нас два кризиса - кризис маркетинга и кризис креатива. Дробя землю и продавая её по частям, девелоперы пытаются продолжать присущую прежним временам спекулятивную политику. А если по-другому? Кто-нибудь пробовал осуществлять девелопмент на земле, предлагающейся в аренду? А выводить на рынок землю по фиксированной высокой цене, но с рассрочкой платежа? Предложения, возможно, спорные, зато дающие игрокам рынка возможность из плоскости теоретических заявлений перейти в плоскость практических действий.
|