Советская архитектура имела государственное финансирование и жёсткий контроль со стороны власти – эти 2 фактора отучили российских архитекторов считать деньги и учитывать мнение потребителя. Поэтому в рыночных условиях западные спецы оказались в выгодных условиях, а спрос на рациональную архитектуру породил многочисленные предложения со стороны западных коллег. И сегодня интерес российских девелоперов к сотрудничеству с иностранцами очевиден – достаточно вспомнить "Новую Голландию" и башню "Россия" Нормана Фостера, Заху Хадид, привлеченную к работе над комплексом "Волна" на Живописной ул., небоскрёб "Меркурий Сити Тауэр", спроектированный при участии Фрэнка Уильямса, или ЖК класса de luxe "Резиденция на Остоженке", дизайн которого разрабатывался при участии Филиппа Старка.
Обращаясь к Западу, российские девелоперы рассчитывают получить нетрадиционный проект, способный удачно выделиться среди конкурентов. Сотрудничество с иностранными зодчими – и грамотный стратегический шаг: имя известного архитектора может повысить динамику продаж, увеличить капитализацию объекта. Для покупателей квартир в таких домах важно, что они ассоциируют своё жильё с узнаваемым именем, становясь при этом совладельцами определённого бренда. И за это они готовы платить: квартиры в "иностранном" доме могут прибавить в цене от 15% до 50%.
В то же время, имя знаменитого архитектора пока не является основополагающим ценовым фактором – решающую роль продолжает играть престижность места. К тому же, работая на российском рынке по западным технологиям, иностранцы не всегда учитывают особенности домостроения в стране. Зачастую выдающийся проект, выполненный западным архитектором, нереально реализовать в России. Причины тому разные – от невозможности использования предложенных материалов в условиях российского климата до очень больших финансовых затрат на строительство, которые в итоге делают проект нерентабельным.
Подробности в "Дайджесте российской и зарубежной недвижимости"
|