Проект «Приметы городов. Лучшие региональные практики девелопмента», инициированный коммуникационным агентством «Правила общения», собрал в рамках Арх Москвы большой разговор про новые российские стадионы, построенные или реконструированные к Чемпионату мира по футболу.
Какие требования FIFA к стадионам для чемпионата в России? Какова экономика спортивных сооружений такого масштаба? Архитектурные особенности лучших спортивных площадок.
Эти и многие другие вопросы обсудили Алексей Шубкин, руководитель Мастерской №6 архитектурного бюро SPEECH, Сабина Мамедова, глава департамента архитектурного развития АО «ЦНИИПромзданий», Антон Заключаев, руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института «Арена», Раймонд Фадель, генеральный директор по России компании AECOM, Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC, архитектурный обозреватель Лариса Копылова. Модератором дискуссии выступила Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила Общения», куратор проекта «Приметы городов».
Всего к Чемпионату мира по футболу в России подготовлены 12 стадионов в 11 городах. Это «Лужники» и «Спартак» в Москве, стадион «Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге, «Казань Арена» в Казани, стадион «Нижний Новгород» в Нижнем Новгороде, «Самара Арена» в Самаре, «Фишт» в Сочи, «Ростов Арена» в Ростове-на-Дону, «Екатеринбруг Арена» в Екатеринбурге, «Волгоград Арена» в Волгограде, «Калининград» в Калининграде, «Мордовия Арена» в Саранске. Часть стадионов была реконструирована, часть спроектирована и построена с нуля. Вместимость площадок на полуфинале должна быть порядка 60 тысяч человек, а на открывающем матче и в финале - 80 тысяч человек. Менее масштабные матчи примут стадионы вместимостью от 35 тысяч мест. Кроме того, FIFA ввело для России, с учетом климатических особенностей страны, требования, чтобы все трибуны стадионов чемпионата были размещены под кровлей.
Всего на круглом столе было подробно рассмотрено шесть российских стадионов, готовых принять чемпионат уже меньше чем через месяц.
Столичный раритет или как реконструировали Лужники
Главный стадион страны, вместимостью 81 тыс. человек, на котором пройдут все основные матчи и финал Чемпионата мира по футболу - «Лужники». О том, как проходили все этапы эпохальной реконструкции большой спортивной арены «Лужники», построенной в 1956 году, рассказал Алексей Шубкин, руководитель Мастерской №6 архитектурного бюро SPEECH. Легендарный стадион пережил несколько реконструкций. Первая была проведена к Олимпиаде-80, тогда были воздвигнуты мачты. Вторая пришлась на 1997 год, когда возвели кровлю к стадиону, а также были поставлены по периметру колонны. Еще одна реконструкция проводилась в 2008 году: стадион изменили, чтобы он мог принимать финал Лиги чемпионов, было увеличено количество мест, обустроены VIP-зоны и помещения для прессы. Нынешняя реконструкция началась в 2013 году и уже практически завершена. «Главная задача на этот раз состояла в том, чтобы вписать 81 тысячу мест, а также сохранить исторический облик площадки, что и было бережно сделано: колоннада, опоясывающая стадион, внутренняя стена, форма и пластика кровли, все сохранило свой первоначальный вид. С одной стороны, нас ограничивали грунтовые воды, с другой - кровля с исторической стеной, при этом пришлось создать новую геометрию чаши, чтобы разместить необходимое количество кресел. В обновленном проекте были созданы каскадные лестницы, лестницы для зрителей с входного уровня до верхней трибуны. В каждом секторе около 11 таких лестниц. И все это сделано с учетом безопасной эвакуации зрителей. Что касается реконструкции непосредственно фасада, то совместно со студией Артемия Лебедева был добавлен широкий металлический фриз с изображениями спортсменов. Кроме того, характерной чертой стадиона является кровля, на которую можно транслировать практически любое изображение благодаря вмонтированным светодиодам».
«Спартак» - первый в России стадион, построенный на частные деньги
Другой столичный стадион, который будет принимать матчи чемпионата, был построен еще в 2014 году на северо-западе Москвы в районе Тушинского аэродрома. Прежде чем международная компания AECOM получила заказ и приступила к проектированию, столичная экспертиза трижды выдавала отрицательные заключения другим компаниям. Раймонд Фадель, региональный директор по России компании AECOM, так отметил роль компании в проекте: «Основная задача для наших специалистов была в том, чтобы спроектировать функциональный, красивый футбольный стадион, на котором было бы комфортно и спортсменам, и болельщикам. Хочу подчеркнуть, что стадион «Спартак» был построен на частные деньги, и нам, при соблюдении всех параметров качества, необходимо было еще уложиться в заданный бюджет, который изначально составлял 150 миллионов евро. За эталон мы приняли самые современные стадионы Европы, такие как «Альянц Арена» в Германии - в проектировании которых мы также принимали участие. Были учтены все факторы удобства для болельщика: крыша сделана таким образом, что летом на стадионе не душно, а зимой не холодно, звук распределяется без создания гулкого эха, а трибуны расположены так, что впереди сидящий зритель не мешает тому, кто сзади».
Стоит отметить, что стадион занимает третье место на протяжении нескольких лет в международном рейтинге лучших мировых арен с точки зрения функциональности, технологий, комфорта и доступа. Кроме непосредственно аренды стадиона футбольным клубом «Спартак», существенный доход стадиону приносит приобретение мест в VIP-ложах, которых в проекте создано 50, а стоимость аренды такой ложи на один матч начинается от 500 тыс. руб. Однако, как отметил Раймонд Фадель в завершение своего выступления: «Когда мы говорим о футболе, тут экономика отпадает, потому что или мы говорим о спорте, или о коммерции. Данный стадион был сделан для футбола, и создан частным лицом, которое хотело, чтобы всегда помнили этот стадион и того человека, который его построил».
А что предлагают регионы?
В ходе круглого стола подробно были рассмотрены не только столичные стадионы, но и региональные площадки, специально построенные к проведению самого масштабного спортивного первенства в мире. Так, Сабина Мамедова, глава департамента архитектурного развития АО «ЦНИИПромзданий» рассказала о футбольных аренах, построенных в Калининграде и Ростове-на-Дону. «Новые стадионы "Ростов Арена" и "Калининград" находятся в поймах рек, таким образом, задача для конструкторов была непростой, большой этап пришелся на подготовительные работы - намыв территории. Проект ростовского стадиона менялся четыре раза. Первый вариант, предложенный компанией Populous, не проходил по измененным требованиям FIFA. Потом появился очень красивый, воздушный вариант. Но в Ростове-на-Дону, в месте строительства стадиона, сильная роза ветров, и легкая кровля при тестировании в аэродинамической трубе с имитацией максимального напора ветра, просто улетала. Было найдено изящное решение, предлагавшее кровлю в виде двух крыльев. Оно прошло госэкспертизу. В 2015 году появился новый генподрядчик, компания Crocus Group, и проект еще больше оптимизировали: отказались от разделенной кровли и дополнительных террас. В итоге стадион получился лаконичный, классический по форме. В планах - развитие прилегающей территории - знаменитого левого берега Дона, размещение в непосредственной близости от нового стадиона развлекательных и спортивных объектов для массового посетителя».
Проектирование стадиона «Калининград» началось в конце 2015 года, за один год было предложено решение и пройдена госэкспертиза. Но реальное строительство началось на год позже других стадионов. В итоге, остановились на решении построить стадион с металлическим каркасом. Все элементы отливались на заводе и потом собирались на площадке. Таким образом, удалось компенсировать отставание по срокам ввода», -пояснила Сабина Мамедова.
Антон Заключаев, руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института «Арена», рассказал, что здания стадионов «Нижний Новгород» и «Волгоград Арена» похожи по своей структуре, но отличаются начинкой. «По-разному устроены входные группы, подтрибунные пространства». 45-тысячный стадион в Волгограде находится на месте старого стадиона "Ротор", который был полностью демонтирован. В качестве составляющей декора стадиона мы использовали образ футбольной сетки или кружева, чтобы придать сооружению воздушность. Кстати, фасад, несмотря на свою ажурность, является несущим элементом». Новый стадион такой же вместимости в Нижнем Новгороде расположен на стрелке Волги и Оки... По периметру здания круглой формы расположены треугольные колонны, благодаря которым образуется крытая галерея. Ее внутренняя стена, служащая фасадом, покрыта мембраной.
Уникальный образ стадиона строился на ассоциациях с темами волжской природы - воды и ветра. В то же время расположение вблизи исторических кварталов продиктовало зданию строгость силуэта, что обеспечивается благодаря легкому каркасу. В вечернее время предусмотрена архитектурная подсветка фасадов.
Можно ли сделать стадион прибыльным объектом недвижимости?
О ключевых трендах управления стадионами после окончания крупных чемпионатов, а также о структуре их доходов рассказал Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC. «Основная статья доходов стадионов - порядка 40-60% - арендная плата от футбольных клубов, которые тренируются и проводят матчи на этих площадках. На аренах можно проводить и другие мероприятия, как спортивные, в том числе футбольные, так и развлекательные для массового зрителя. Проведение масштабных концертов на открытых стадионах в нашей стране имеет сезонные ограничения, погодные условия не позволяют принимать много концертов. Но есть такая важная статья дохода стадионов как деловые мероприятия, которые можно проводить и в конференц-залах, предусмотренных инфраструктурой, и даже непосредственно на поле. Мировая статистика показывает, что ориентированные на получение дохода стадионы, проводят около 180 мероприятий в год. В мире есть практика сдачи стадионов в аренду даже для проведения свадеб».
Безусловно, эксперт не мог обойти вниманием интересующий практически всех вопрос окупаемости стадионов. Как оказалось, оптимистичные американцы называют цифры в 10-15 лет, в России же прогнозируемые сроки окупаемости уходят за горизонт 50 лет. Но тут, отметил эксперт, «вопрос в том, могут ли управляющие стадионом компании наполнить его в дни, когда не проводятся матчи, могут ли качественно оказывать дополнительные услуги, чтобы заработать». Офисные помещения, кафе, рестораны - все это есть уже на некоторых стадионах Москвы, что тоже является источником дохода. «Стоит отметить такую возможную инфраструктурную составляющую, как фитнес-центры на территории стадиона. Приятно тренироваться с видом на футбольное поле», - акцентировал внимание эксперт. Ряд современных стадионов предусматривает также обустройство spa-зон и детских комнат, превращаясь в место, интересное всем членам семьи.
В целом, по мнению Кирилла Тихонова, необходимо задействовать все доступные возможности использования стадиона, а также прилегающую территорию, только тогда стадион сможет выйти на самоокупаемость: «Стадион должен стать точкой притяжения для жителей и центром локального развития. Мы видели прекрасный пример парка вокруг стадиона в Краснодаре, куда люди приходят, отдыхают, гуляют, расслабляются. В современной ситуации именно такие стадионы, со всесторонне развитой инфраструктурой можно называть экономически и социально успешными». Если говорить о затратах на управление, то само государство закладывает порядка 300-370 миллионов рублей в год на эксплуатацию одного стадиона, построенного к ЧМ, однако реальные суммы могут оказаться существенно выше.
Все участники дискуссии сошлись во мнении, что важно продолжить использовать стадионы и после окончания Чемпионата мира, и не только как спортивные площадки, но и создавать на их базе центры притяжения для жителей города. «Несмотря на то, что интерес к футболу после проведения чемпионата вряд ли в нашей стране резко вырастет, именно стадионы могут стать локомотивами, которые дадут городам импульс развития», - подвела итог модератор дискуссии Юлия Зинкевич, куратор проекта «Приметы городов», генеральный директор агентства «Правила Общения».
Благодарим РГУД (НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов») за информационную поддержку мероприятия.
|