Можно ли создать городскую среду, которая обеспечит комфорт и высокое качество жизни всем, кто в нее попадает? Исследование «Идеальный город» от бюро Kleinewelt Architekten стало ответом на этот вызов. Свое видение образцовой урбанизации архитекторы представили на ежегодном фестивале «Зодчество».
В основу проекта легло изучение особенностей четырех мировых мегаполисов, стабильно занимающих верхние строчки авторитетных рейтингов качества городской жизни. Архитекторы попытались понять, что делает Вену, Ванкувер, Мельбурн и Сингапур столь привлекательными для жизни, следующий этап исследования будет посвящен разработке универсального кода, который в будущем поможет им приблизить любой новый проект к городскому идеалу. «Одна из целей исследования - спроектировать представление о лучшем месте для жизни, таком, в котором мы захотим жить, заниматься любимым делом, воспитывать детей, учиться», - уточнил Сергей Переслегин, архитектор, партнер бюро Kleinewelt Architekten.
«Мы подумали, что для начала надо узнать, что происходит пусть не в идеальных, а просто в хороших городах. Именно эту часть работы мы и показываем сегодня на «Зодчестве», - пояснил Александр Острогорский, архитектурный критик, преподаватель школы МАРШ.
Исследование выяснило, что экономическое, социальное и физическое благополучие современных горожан формируют несколько факторов. Одним из них является наличие границы, которая естественным образом препятствует «расползанию» урбанизации. У Вены, Сингапура и Ванкувера есть достаточно четкие границы. Отсутствие естественной границы у Мельбурна в стратегиях развития этого города считается самой большой проблемой австралийского мегаполиса.
Вывести формулу оптимального устройства дорожно-транспортной инфраструктуры оказалось непросто, поскольку все изучаемые мегаполисы были заложены в разное время и развивались неодинаково. Например, сложно сравнить Вену, где транспортная система близка к московской радиально-кольцевой, Ванкувер и Мельбурн с их четкой ортогональной сетью дорог и Сингапур, структура которого более разнообразна и отчасти хаотична. Однако общая черта у дорог в «счастливых» городах все же есть: все широкие транспортные артерии разделены бульварами или хотя бы полосой зеленых насаждений. Кстати, с природными зонами у мегаполисов отношения особые. Если посмотреть на их карты, то окажется, что центральная городская часть практически лишена зеленых пятен. Во всех четырех городах, кроме Сингапура, крупные парки и природные территории сосредоточены в основном на границах городов, а ткань плотной застройки разбавляют небольшие включения скверов, бульваров, садов. О важности развития парковых территорий для города говорится в исследовании бюро КБ23 и Synopsis Group. Представители бюро изучили парковые территории, расположенные в жилых районах Москвы за пределами ТТК на предмет оценки косвенного социально-экономического эффекта благоустройства. По итогам исследования, впервые в российской исследовательской практике, была сформулирована методологическая основа для оценки непрямого социально-экономического эффекта благоустроенных территорий. Специалисты пришли к выводу, что ухоженные и благоустроенные парки способствуют ощущению субъективной безопасности; укреплению локальных связей и формированию новых сообществ; социальной активности наименее мобильного населения - пожилые люди и матери с детьми дошкольного возраста имеют в 1,5-2 раза меньше активных социальных контактов, чем другие жители города; вовлеченности жителей в спортивные активности, в благоустроенных парках люди занимаются спортом на 30% чаще, чем в неблагоустроенных; позитивно сказывается на развитии сферы услуг и малого бизнеса в районе.
Последние несколько лет московские власти стремятся реализовывать в градостроительстве принцип нового урбанизма «работа рядом с домом», а потому рядом с новыми жилыми столичными районами появляются офисные центры и бизнес-кластеры. Правильность и жизнеспособность этой концепции в целом подтверждает успешная история «счастливых» мегаполисов. И все же периферии никогда не выиграть битву за горожанина у исторического центра. Тут интересен опыт бюро Habidatum, создавшего платформу Habidatum ChronotopeTM, описывающую города на основе больших данных. Анализ, проведенный в этой платформе на основе информации из социальных сетей, позволил авторам выделить различные по типам активности районы городов, а также наиболее стабильные узлы активности всех типов, которые, во всех случаях, оказались расположенными в центральных частях городов.
Чего еще не хватает для счастья нашему современнику? Конечно, комфортного и доступного жилья. Представления о комфорте и доступности в каждом городе свои, но выбор квартир столь огромен, что способен «осчастливить» любого. В Ванкувере и Сингапуре, Вене и Мельбурне можно найти как частные и малоэтажные дома, так и небоскребы, впрочем, с преобладанием последних. При этом специалисты Kleinewelt Architekten подчеркивают, что для всех четырех мегаполисов характерна высокая плотность застройки, вне зависимости от ее типологии, - в среднем 10 тыс. кв. м на 1 га.
Подводя промежуточный итог «Идеального города», эксперты Kleinewelt Architekten напомнили, что успех любого мегаполиса невозможен без долгосрочной стратегии развития, которая пересматривается и корректируется в соответствии с достигнутыми результатами, требованиями современности и будущих перспектив. Как невозможен успех без сохранения прошлого - бережного отношения к памятникам и историческим объектам. «Важно, что каждый из четырёх городов имеет критический взгляд на стратегию развития и обновляет её каждые 10-15 лет. Оценивает достигнутые цели и определяет следующие шаги, в чем, видимо, и кроется секрет их счастья», - отметил Сергей Переслегин, архитектор, партнер бюро Kleinewelt Architekten.
Проект «Идеальный город» еще не завершен. Его участники и партнеры, бюро Kleinewelt Architekten, КБ23, Habidatum, студенты профильных вузов и специалисты из смежных областей намерены перевести полученные знания в практическую плоскость и применить лучшие достижения мировой урбанистики в российской столице. Финальным же этапом работы станет создание идеального города - той самой мечты, к которой стремятся все мегаполисы мира. Интрига откроется в конце этого года.
Следить за развитием проекта можно на сайте: kleineweltidealcity.com
Инициатор исследования - бюро Kleinewelt Architekten.
|