Деньги у нас есть, денег полно, нашлось бы только, кому их дать – такие или примерно такие высказывания представителей банковского сообщества сегодня нередко можно слышать в ипотечных кулуарах. Но как только беседа без галстуков превращается в официальный диалог банкиров и потенциальных заемщиков, едва ли не всё в ней меняет знак с плюса на минус.
Несмотря на заметное оживление ипотечного рынка, наблюдающееся на протяжении последних месяцев, аналитики только к концу февраля согласились называть ситуацию стабилизировавшейся. Заемщики наконец перестали ждать чудес в виде резкого падения ставок или новых, сверхпривлекательных ипотечных программ, а банкиры наконец поняли: чтобы остаться в рынке, необходимо бороться за каждого клиента. Понять-то поняли, даже признали, но трансформировать эти знания в конкретику не спешат: требования к заемщикам по-прежнему крайне жесткие, и на сегодняшний день лишь несколько банков согласились снизить размер первоначального взноса до 20% или принимать подтверждение дохода своих клиентов в альтернативной форме.
С начала кризиса, когда банки резко свернули программы ипотечного кредитования новостроек, львиная доля так называемых ипотечников использовала кредиты в рамках альтернативных сделок. Сумма кредита как правило не превышала 50% от стоимости вновь приобретаемой квартиры. Что же касается самого типичного ипотечного жилья, то, согласно подсчетам одной из столичных компаний, это панельная квартира площадью 60-70 кв.м стоимостью около 7,5 млн руб. В современной Москве подобные варианты можно найти едва ли не в каждом административном округе, а в лидерах предложения – Юго-восточный, Южный и Западный округа.
Подробности в юбилейном 50-м номере «Дайджеста российской и зарубежной недвижимости»
|