Две недели жаркого августа москвичи обсуждали Генеральный план развития Москвы до 2025 года. Всех интересовало: исчезнут ли в будущем пробки на дорогах, будет ли чище воздух, станет ли больше детских садов, поликлиник, парковок, гаражей... В сложных схемах и многоярусных таблицах помогли разобраться профессионалы - независимые эксперты. К примеру, они выявили, что при росте автотранспорта в 2 раза, расширение дорожной сети намечается лишь на 20%. А в начале августа мэрия отложила строительство Четвёртого кольца и участков обходных хордовых трасс, а также обустройство парковок под Тверской. Так что пробки есть и будут.
Построят 6 мусоросжигательных заводов, проложат магистрали через зелёные зоны. В перегруженном центре, где на 6% территории сосредоточено до 40% «мест приложения труда», намечено строительство новых офисных зданий - даже в старинной Кадашевской слободе, в прямой видимости от Кремля. Не снижаются общие темпы строительства офисов (37 млн м2) и жилья (47 млн м2).
Значительная часть города отнесена к зоне реорганизации, с возможным изменением назначения территории. Здесь могут сносить жильё - по плану 18 млн м2 и высотой уже в 9 этажей. Разумно ли это в период кризиса? А могут в этой зоне построить торговые или промышленные объекты - много чего захочется за 15 лет.
Где же чёткая структура будущей Москвы, оберегающая от точечной застройки, от произвола застройщиков? В целом эксперты считают, что нет убедительной программы разгрузки города, нет концепции развития. Зато Москва остаётся самым крупным мегаполисом в Европе. Также самыми крупными в Старом свете будут новые жилые небоскрёбы (хотя Евросоюз рекомендует строить не выше 7 этажей), и Северная ТЭЦ, и ещё многое. Наверное крепко засели в нас традиции прошлых времён. Достаточно вспомнить: «Советские микрокалькуляторы - самые крупные в мире».
По видимому, сами исходные положения этого плана давно не соответствуют действительности. Это мифы, на которых Генплан и покоится, - подобные мифическим слонам или китам из древних космологий. Рассмотрим их по очереди.
МИФ ПЕРВЫЙ ПРОБЛЕМЫ МОСКВЫ МОЖНО РЕШИТЬ В ЕЁ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГРАНИЦАХ
Плотность населения в Москве составляет (по различным источникам) 140 - 180 человек на гектар. Это в 4 раза больше, чем в Париже, и в 10 раз больше принятой в мире нормы, необходимой для комфортного проживания. А дорожная сеть должна занимать треть городской территории... Где же разместить недостающие детские сады, поликлиники, гаражи, парковки? Попытки организовать «вылетные» трассы рушатся на стыке с областью. МКАД, застроенная торговыми комплексами, из объездной внеуличной трассы превратилась в новое Садовое кольцо. Значит, необходимо проектировать Москву как единую агломерацию в масштабах области, что давно вошло в мировую практику градостроительства.
Более 40 лет назад была сформирована концепция Большого Парижа, по которой он преображался в полицентрическую систему, свободно размещённую на территории региона. Новые города расположили на периферии по двум осям, которые как бы касались границ собственно Парижа. В пригородах созданы «фокусы оттока» - новые центры, выразительно названные «контрмагнитами». Дороги напрямую связали эти центры между собой и с внешним миром, сложились в сеть, ослабившую транспортную нагрузку на историческую часть города.
Но у нас сделать это в масштабе области уже непросто. Подмосковные города растут, обгоняя все прогнозы. Многоэтажная застройка поглощает зелёные территории, издавна служившие местом отдыха. Ныне в столичном регионе столпилась почти пятая часть населения страны, что уже может представлять угрозу национальной безопасности. Оголяются территории не только за Уралом, но и в освоенном с древних времён центре европейской части - там проживает в 5 раз меньше населения, чем 100 лет назад. Столь бурная централизация идёт давно, достаточно вспомнить чеховских сестёр, поминутно восклицавших: «В Москву, в Москву!»
Бесконтрольный рост городов, скучивание населения в отдельных регионах характерно для растущих, но всё ещё бедных государств. Развитые страны всеми силами рассредотачивают центры притяжения, используя современные средства связи и транспорта. Значит, начало полного разрешения критических проблем Москвы - в разработке доктрины и осуществлении сбалансированного развития регионов России.
МИФ ВТОРОЙ: ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ - ВРАГИ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Конечно, частные инвестиции препятствуют разгрузке и центра, и всей Москвы, и региона. Территория рядом с Кремлём сегодня сродни Клондайку времён Джека Лондона. Как призывать золотоискателей сохранить виды на исторические ансамбли, когда каждый метр сулит несметное богатство! Но, в отличие от Клондайка, московская земля имеет ценность хоть и большую, но виртуальную. Она определяется удобством подъездов, наличием парковок, сервиса, хороших видов, а самое главное - престижным соседством. Выходит, нужно найти комплекс мер, при которых инвесторам будет выгоднее и даже престижнее строить там, где полезнее городу. Это необходимо. Без инвестиций развитие города невозможно. И это осуществимо.
В самом известном парижском «фокусе оттока», центре Дефанс, вокруг Большой Арки - здания Министерства информации Франции - выросли, опережая все планы, офисные небоскрёбы. Они воспринимаются как материальное воплощение инвестиционно-строительного напора, умело отведённого от старого центра. На выставке «Париж в развитии», организованной в Москве в середине 90-х, висел плакат:«Создание центра Дефанс спасло исторический Париж от нашествия новостроек». Не совсем спасло... Слукавили французы. Но упомянутое нашествие действительно ослабло.
Для диалога со стратегически мыслящим бизнесом проектировщики должны иметь свою перспективную концепцию развития и использовать любую возможность для её реализации. Классический пример - создание Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Комиссия с участием академика А. Щусева выбирала в 1921 году место для первой сельскохозяйственной выставки. Остановились на пустыре между Нескучным садом и Садовым кольцом. После выставки остался парк. Так А. Щусеву удалось протянуть давно им задуманный зелёный клин вдоль Москвы-реки до центра города. Это самый глубокий, на полвека вперёд, «ввод зелени». Он осуществлён при полном тогдашнем отсутствии средств на озеленение, за счёт инвестиций, скорее, политической направленности.
Обратный пример: в середине 50-х выбрали место для американской выставки в Сокольниках. И парк красивый, и метро рядом. Павильоны разрастались, через десяток лет часть парка деградировала. А ведь денег специально на озеленение выделялось тогда несравнимо больше.
Ещё пример тактических ошибок - застройка открытых пространств на Садовом кольце. В конце 90-х в заключении очередной Госэкспертизы Генплана автор этих строк указал, что намечаемые меры по разгрузке центра сводятся на нет из-за размещения первоочередных объектов на Садовом. Прошло время, объекты встали, и само кольцо тоже фактически встало.
В стратегической работе по преодолению кризиса велика роль каждого градостроительного решения. Размещая любой объект, будь то жилой комплекс или табачный киоск, необходимо проверить, поможет это решению городских проблем или, наоборот, усугубит их. Каждый рубль, вложенный частным инвестором, муниципалитетом или государством, должен работать не только на интересы вкладчика, но и города, как это удалось когда-то академику Щусеву.
МИФ ТРЕТИЙ: МОСКВУ НАДО ПРОЕКТИРОВАТЬ ТОЛЬКО КАК ГОРОД ДЛЯ КОМФОРТНОЙ ЖИЗНИ И РАБОТЫ
Неотъемлемая и, пожалуй, основная функция Москвы - столичная. Это означает, что необходимо разработать структуру размещения и эксплуатации учреждений федерального значения, посольств, представительств, крупных гостиниц и т. д. Пока что внятной структуры нет, только для размещения нового здания Государственной Думы планировщики предлагают седьмой вариант, и по-прежнему без обоснования общей взаимосвязи федеральных подразделений.
Особую роль в реализации столичной функции играет представительность важнейших объектов и участков исторической городской среды, составляющих зрительный образ российской столицы. К ним относятся Кремль вкупе с рекой и прилегающими кварталами старой Москвы, храм Христа Спасителя, Большой театр, комплекс МГУ на Воробьёвых Горах с излучиной Москвы-реки и стадионом и др. Ценность этих объектов не имеет финансового измерения, при сохранении их нельзя приравнивать к обычным памятникам истории и культуры. Зрительный образ столицы пора оценить как существенный элемент государственного обустройства.
Среди функций сегодняшней Москвы необходимо выделить те, которые совсем необязательно выполнять в столице. Так, к примеру, эксперты указывают на излишнее развитие торговой сети. Москва вновь, как и в советские времена, становится главным перевалочным центром страны. В пригородах товарные склады и терминалы уже застилают горизонт, начинают смыкаться вокруг города наподобие Великой Китайской стены. В истории России были крупные торговые города, такие, как Нижний Новгород или Ростов-на-Дону, но торговая функция в столице не была преобладающей. Отказ от развития этого вида столичной деятельности послужит мощным стимулом разгрузки региона.
Обсуждается и возможность выноса некоторых других столичных функций на периферию, особенно на восток, ближе к приоритетным регионам ХХI века. А Москва была и останется для России прежде всего духовной, культурной и политической столицей.
МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ: РАЗВИТИЕ МОСКВЫ МОЖНО ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРОЕКТИРОВАТЬ КЕЛЕЙНО, В УЗКОВЕДОМСТВЕННОМ КРУГУ СПЕЦИАЛИСТОВ
Достаточно вроде бы учесть замечания, полученные в период слушаний, и можно представлять Генплан на утверждение. Но изучение реальных проблем Москвы показывает, что проектировать необходимо в масштабе всей области, преодолевая разграничения, опираясь на развёрнутую систему сбалансированного развития регионов страны. Продуманная стратегия городского развития должна быть обоснована разносторонними исследованиями, усилена альтернативными конкурсными разработками, конструктивным обсуждением в обществе.
Стало ясно, что сегодня проще слетать на Луну, нежели найти реальные пути развития нашей столицы. Но на Луну всем не улететь, как бы ни хотелось. Значит, разрабатывать будущее Москвы нужно на таком же уровне, как и полёты в космос - на уровне национального проекта, с объединением всех интеллектуальных сил, взаимодействием с миром бизнеса и координацией усилий федеральной и местной власти.
А пока читатель добрался до конца статьи, ещё десятки новых жителей и столько же автомобилей влились в московскую круговерть...
Марк ГУРАРИ архитектор, член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе города Москвы |