Мы строили, строили, и наконец... То, что рано или поздно кризис "заморозит" стройки, строители, архитекторы и дизайнеры понимали, только никто не думал, что произойдёт это так стремительно. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, "ещё год назад приходилось упрашивать лучших архитекторов города взять на переработку проект детского сада. А сейчас они просто в очередь стоят за бюджетными проектами". Насколько в это сложное время велик интерес компаний-застройщиков к новым архитектурным разработкам и новым строительным материалам? Есть ли сейчас вообще подобный интерес? Кем чувствуют себя архитекторы кризисной поры? И если кризис - время обновления, то какой выйдет из него сфера архитектуры и дизайна? Ответы на эти вопросы постарались найти участники традиционной рубрики "Люди говорят".
Максим АТАЯНЦ архитектор, руководитель "Мастерской Максима Атаянца"
Финансовый кризис серьёзно отразился на архитектуре и дизайне интерьеров. Интересная особенность состоит в том, что кризис затрагивал разные сферы архитектуры постепенно: сначала пострадали специалисты, работающие в градостроительной отрасли, дизайн интерьеров - в меньшей степени. Любой, кто связан со строительством, понимает, что в нём есть некая точка невозврата. То есть, если проект завершён больше чем на 60%, то его нужно любыми силами заканчивать. Законсервировать будет гораздо дороже. Иными словами, проекты на начальной стадии закрываются в первую очередь. А архитекторы, собственно, и делятся на тех, кто работает на начальной стадии, на уровне градостроительства, общих концепций и архитектурных решений, затем начинается детальное проектирование самих зданий, и потом включаются дизайнеры по интерьерам. Вот как раз последние пострадали меньше - потому что они работают на проектах, которые заканчивают любой ценой. Но волна кризиса добралась и до них.
Интерес к новым архитектурным и дизайнерским разработкам, а также к новым стройматериалам определяется нынешним финансовым положением самих компаний-застройщиков.А если бы меня попросили тремя существительными обрисовать, кем именно чувствует себя сегодня архитектор, я бы ответил так: к этим широко известным существительным необходимо прибавить не менее известный глагол.Архитектура страдала теми же болезнями, что и её заказчики - своего рода булимией, когда потреблялось всё и не прожёвывалось. Надеюсь, благодаря кризису уже не будет гонки дурной вычурности и желания судорожно тратить деньги. Надеюсь, люди начнут считать деньги, что, как правило, приводит к повышению качества архитектуры. Во многом это произойдёт благодаря обострению конкуренции среди архитекторов и вытеснению с рынка питомцев малопрофессиональных школ дизайна и телепередач, а также студентов-третьекурсников, которые решили, что они уже всё знают. Архитекторы-мэтры тоже должны приучиться считать деньги заказчика, а не вести себя как куртизанка, главная задача которой - разорение клиента. Это не доблесть. Благодаря кризису будет меньше ложной претенциозности и больше осмотрительности.
С рынка уйдёт понимание квадратного метра как биржевого товара. Это отношение приводило к ужасающему качеству и равнодушию покупателя к качеству приобретаемой недвижимости. Люди начнут покупать для себя, а умные компании-застройщики, которые и выживут в кризис, станут обращать внимание на реальные потребности людей. Уйдёт позорная практика двухкомнатных квартир площадью 200 м2. Возобладает реализм и чёткое понимание того, что такое 2-3-комнатные квартиры. Сочетание трезвости, реализма и осмотрительности приведёт к более качественной архитектуре.
Андрей ЛАГОВСКИЙ руководитель Архитектурного бюро Villagio Estate
Финансовый кризис существенно затронул архитектуру. Произошло это в силу многих причин, среди которых и финансовое положение заказчика. На рынке стало появляться больше так называемых "эконом-решений". Приходится экономить на всём, а для творчества стало реально меньше пространства. И, как следствие всего этого - налицо повышение конкуренции среди архитектурных компаний и дизайнерских бюро.
Интерес к новым решениям у крупных компаний-застройщиков есть, но он видоизменился. В первую очередь архитекторов привлекают для анализа и поиска путей удешевления и оптимизации процесса производства.
Возможно, в это сложное время как раз и требуется перейти на новые, более рациональные разработки, на другие материалы. Сегодня интерес вызывают идеи, "жизненно необходимые" для самой архитектуры. За долгие годы в нашей сфере накоплен очень большой опыт - это позволит некоторое время обойтись без каких-либо новшеств. Я думаю, если архитектурные и дизайнерские разработки способны принести прибыль в будущем, то заинтересованность в них застройщика проявится. "Архитектор", "архитектор", "архитектор" - вот такими тремя существительными я бы обрисовал сегодняшнее моё состояние. Потерять в финансовый кризис можно только деньги и материальное благополучие, а приобрести - колоссальный опыт, опыт "выживания" как в профессиональной деятельности, так и в личной. Сегодня, в крайне непростых условиях, специалист способен проявить себя созидателем, новатором. Кризис как переходное состояние даёт возможность провести переоценку возможностей, упразднить лишнее, добавить необходимое. Что приобретено, а что потеряно - можно будет увидеть впоследствии. Архитектор, как в кризис, так и в спокойное время, чувствует себя в первую очередь творцом.
Одна из "болезней" архитектуры Москвы - застраивание любой свободной точки высотными офисными зданиями или торговыми комплексами. При этом редко когда проводится анализ того, насколько гармонично объекты впишутся в окружающую застройку. Мало внимания уделяется и поиску новых решений - причина всему некомпетентность и неграмотность в профессиональной среде. Наступивший кризис способствует профессиональному росту специалистов и резкому сокращению неквалифицированных кадров.
В сфере архитектуры и дизайна, вне сомнений, произойдут существенные изменения в сторону экономической целесообразности решения поставленных задач, применения новых эффективных материалов и технических приёмов при сохранении и развитии эстетических требований. Кроме того, время обновлений будет связано в первую очередь с усилением конкуренции на рынке архитектурных услуг. Архитекторы, заинтересованные в новых заказах, будут предлагать "свежие", неожиданные решения. Обновление также проявится в использовании новых, высокотехнологичных материалов. А в целом оно, обновление, направит отрасль в сторону гибкого процесса проектирования, быстрого реагирования на изменение ситуации, использования всех возможных знаний и опыта для оптимизации процесса и получения результатов.
Андрей ТАРАСОВ архитектор, руководитель творческой мастерской холдинга "Сапсан"
Конечно, от кризиса пострадала архитектура. Многие архитектурные подразделения в компаниях были либо сокращены, либо расформированы вовсе. Что касается непосредственно проектов, то стало меньше эксклюзива, заказчики стали более прагматично относиться к своим желаниям. Основные требования: "Надо, чтобы было дешевле и функциональнее".
Если разработки приносят прибыль и оптимизируют процесс строительства или эксплуатации, то интерес к ним велик. К разработкам ради разработок интерес постепенно пропадает. Объём инвестиций в целом сокращается, заказчики предпочитают не рисковать и использовать традиционные, "проверенные" материалы.
Кем бы я себя сегодня назвал? Отвечаю! "Сметчиком" - потому что первый вопрос любого заказчика: "Сколько стоит?". "Маркетологом" - приходится всё детальнее изучать конкурентные преимущества тех или иных поставщиков. Ну и всё-таки, конечно же, по-прежнему архитектором!
Основные "болезни" докризисной архитектуры - отсутствие меры: в объёмах, композициях, площадях, материалах... Во всём! Эту "болезнь" кризис, конечно же, вылечит. В это сложное время выживут сильнейшие - небольшие творческие коллективы вряд ли останутся после кризиса. И ещё выживут "универсалы" - те компании и отдельные личности, которые способны выполнять весь цикл работ, от градостроительной проработки и концепции до рабочей документации и авторского надзора.
Ирина ШКОЛДЫЧЕНКО руководитель управления дизайн проектирования ГК "КОНТИ"
Мировой финансовый кризис, по моему мнению, пока никак не отразился на архитектурной сфере, потому что творческим людям он грозит в меньшей степени. Также сохраняется и спрос на услуги. Но не стоит забывать, что на сегодняшний день "заморожены" или отложены до лучших времён десятки крупномасштабных проектов. Однако в дальнейшем, я считаю, меняющиеся требования рынка заставят перестроиться и дизайнеров в сторону удешевления проектов - ведь работа талантливого профессионального архитектора заключается в том числе и в способности сэкономить средства девелопера, создавая оригинальную концепцию застройки, позволяющую сократить бюджет.
Интерес к новым материалам (более натуральным), к современному инженерному обеспечению и наработкам не угасал и не угасает. Да и вряд ли угаснет. Сегодня, могу сказать, архитектор чувствует или, по крайней мере, должен чувствовать себя инициатором, концептуалистом, создателем и вдохновителем.
В целом можно сказать, что в последние годы Москва активно становилась более современным городом, одновременно сохраняя культурно-историческое своеобразие и уникальность. И эта тенденция, конечно же, продолжится.
Главные же "болезни" архитектуры в докризисный период - не очень точное исполнение проектных решений. По этой причине, как правило, страдает качество проекта. Могу назвать ещё одну "болезнь" - недоверие к архитектору со стороны заказчика. Но не думаю, что кризис способен решить эти проблемы и вылечить все "болезни". Архитектура - это идеология проектов. Мировой финансовый кризис - очередная проверка сферы. Безусловно, кризис внесёт свои коррективы, однако ядро останется тем же.
Юлия РОГАЧЁВА генеральный директор "РОДЭКС ДизайнПроект"
Cпрос на индивидуальное архитектурное проектирование сильно упал в связи с пошатнувшимся финансовым положением застройщиков. Хотя политика ценообразования стала более разумной: застройщики не готовы тратиться на новые проекты и предпочитают покупать более дешёвые, либо пользоваться старыми наработками. Сокращение объёмов работ повлекло за собой сокращение кадров (архитекторов, инженеров и т. д.), независимо от статуса проектной организации.
Интерес к новым архитектурным и дизайнерским разработкам по-прежнему существует у тех компаний-застройщиков, которые решили свои финансовые проблемы и могут позволить себе выгодно выделиться на фоне более простых и экономичных архитектурных решений. Естественно любой проектной организации было бы интересно сотрудничать с подобными заказчиками. В вопросе выбора строительных материалов в данный период застройщики предпочитают максимально экономичные варианты, что, конечно же, сказывается на архитектурном облике здания.
С точки зрения финансового положения, многие архитекторы и дизайнеры потеряли свои позиции, но с точки зрения жизненного и профессионального опыта, безусловно, приобрели. В этот период люди и компании стараются обзавестись новыми связями и укрепить старые, что благотворно скажется впоследствии. Как и в любой области повышается конкуренция среди архитекторов и дизайнеров - это поможет избавиться от непрофессионализма в сфере архитектуры.
Кризис - скорее время рецессии, чем обновления. За упадком следует постепенный рост. Новое в архитектуре возникает тогда, когда появляются новые технологии, новые творческие идеи, новые потребности общества, новые типы зданий, изменяется социальный строй государства и т. д. Если кризисный период в экономике спровоцирует эти факторы, они, безусловно, повлияют на архитектурное проектирование. Для примера можно сравнить дореволюционную архитектуру - период эклектики и модерна и послереволюционную - период конструктивизма.
Михаил ХАЗАНОВ руководитель архитектурно-планировочной мастерской №7 "Курортпроект"
Первыми во время кризиса встали "крупные объекты" крупных инвесторов. И когда они вернутся к жизни - неизвестно. Средние и мелкие заказы остаются, они вообще - вечные: люди никогда не перестанут совершенствовать мир, делая его всё более комфортным для жизни, работы и отдыха.
На сегодняшний день стал более ощутим интерес компаний-застройщиков к "экономичным" решениям частных жилых домов, многоквартирных зданий средней этажности, школ, детских садов. Чаще стали предлагать повторное применение наших старых проектов 10-12-летней давности.
Какими тремя существительными я бы смог обрисовать то, как чувствует себя сегодня архитектор? Это были бы: вера - в себя, в судьбу, в архитектуру; надежда на то, что всё в мире, в жизни, в стране как-нибудь "устаканится"; любовь - к жизни, к профессии, к людям.
Архитектор и строитель во все времена востребованы - это надо помнить, несмотря на то, что кризис застал всех врасплох. Очень обидно, потому что многие проекты "срезаны на взлёте", большинство строек остановлено, но уныние - смертный грех. В России возможно ждать позитивных последствий даже от кризиса - есть надежда, что не пойдёт под бульдозер какая-то ещё сохранившаяся историческая застройка, уцелеют от бездумного и бездарного "освоения" какие-то природные ландшафты. Возможно, нынешняя вынужденная пауза - это как раз время для спокойного, всесторонне взвешенного градостроительного проектирования, т.к. ещё этим летом предлагалось то "бегом", за 2-3 месяца, "выдать" Генеральный план миллионного города, то за месяц - проект планировки на 5 000 га...
Наверное, из кризиса будем выходить постепенно, плавно, размеренно, без рывков. Гламур, экстравагантность, звёздная пыль, только что глобально и повсеместно навестившая архитектурный мир, - всё исчезнет, уступив место чему-то более разумному, человечному, добротному, функциональному. В градостроительстве возможен новый виток интереса архитекторов к забытым темам городского хозяйства, к транспорту, к экологии, к социальному жилью. Кризис - повод вернуться ко многому общественно необходимому и полезному, к тому, до чего в бизнес-гонке не доходили руки. Известно, что во времена Великой депрессии в Штатах вовсю строили автодороги, а в Голландии - "намывали" новые земли и сажали Амстердамский лес.
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | март – апрель 2009 | № 2 (42)
Материал подготовила Светлана КОЗЛОВА |