Ещё Людовик XIV говорил: "Государство могут разорить или красивые женщины, или архитектор". Согласен с этим высказыванием. Мы, архитекторы, используем и продвигаем такие трудозатратные, материалоёмкие, дорогостоящие технологии, что действительно - разорили свои государства. В Российской Федерации - 80% ветхого жилья. Во времена кризиса академически правильные решения уже не работают: решения должны быть просты, всем понятны, комплексно связаны. Должны и реализовываться быстро, с акцентом на упреждение проблем и экспансию в секторы, где есть новые возможности.
Форма как следствие Образа
Архитектор должен создавать, рождать Образ - это общеизвестно. Образ радостной гармоничной жизни и, как следствие, Формы. Образ гармонии предназначения и овеществления. Гармонии функции и формы. Гармоничная архитектура влечёт и притягивает к себе, как дворянская усадьба, дисгармоничная - отталкивает, как цитадель. Архитектор должен создавать музыку пропорций - радостную и понятную глазу и душе.
Но этому нельзя научить ни в одном институте, нельзя преподать. Это или есть, или нет - в душе и в сознании самого архитектора. Как можно человека научить чувствовать, осязать гармонию мира, пространства? Как можно научить музыканта, пусть даже самого талантливого, стать композитором, если его душа не поёт? Можно ли человека научить любви, если она не дана ему изначально? Нет, нельзя. И здесь никакая религия не поможет.
Где придуманный образ, а где естественный, органичный - можно понять и увидеть сразу. Ведь это видно и чувствуется во всём: в философии, политике, архитектуре, драматургии, литературе, живописи, поэзии и в поведении человека. Всё едино.
Великие зодчие не учились в архитектурных институтах. Они были гениальными одиночками, владеющими тайной гармонии. Творили дерзающей, искромётной мыслью, чертили палкой на земле, в процессе создавая объёмы по чувству, не скованные дотошными рабочими чертежами, согласованиями и СНиПами... Вот так рождалась Архитектура. В современной архитектуре много формализма: видно, как форму вымучивают, как её высасывают из пальца... Ну лишь бы что-нибудь, лишь бы отличиться, лишь бы не так, как у всех. Вертикальные прямоугольники многоэтажек скручивают по форме. Кажется, что это красиво? Нет! Это вызывает ощущение ненадёжности конструкций и какого-то пьяного угара; окна вразбежку, ни одного одинакового - тоже кич; нагромождение объёмов, плоскостей, членений, конструкций, где теряется образ целого, и непонятно, что же архитектор хотел сказать в таком изобилии решений в одном объёме?
Зачем? Ведь одни ветки конструкций - это не всегда хорошо. Должны же быть и цветы, и листья, т. е. то, ради чего, собственно, и созданы эти самые ветки. Можно ли строить ясно, понятно и по возможности просто? А просто - это сложно.
"Униженные и оскорблённые": ремейк
Безусловно, мировой финансовый кризис отрицательно сказался на строительной отрасли (по статистике, "заморожено" 75% стройплощадок). Это катастрофически обрушило деятельность архитектурных мастерских; многие, из-за отсутствия заказов и задержек финансирования по выполненным договорам, задумываются о своём будущем.
Несмотря на нелёгкую ситуацию в строительстве, мы, архитекторы, на себе ощущаем большой интерес заказчиков к новым архитектурным решениям, неординарным концепциям и, конечно, к появившимся недавно строительным материалам. Не пропал интерес и к новым технологиям, которые мы напрямую включаем в проекты, сотрудничая непосредственно с авторами разработок.
Современный зодчий должен быть как никогда Фантастом, Реалистом и Движителем. Но архитекторы, руководители проектных организаций, работавшие в традиционных формах, испытанных технологиях, материалах, думаю, чувствуют себя сегодня униженными и оскорблёнными, и не очень нужными. А ведь на всё это были и есть причины: они зрели - и созрели. Профессионалы их старались не замечать: а зачем, и так всё хорошо, объекты есть, что ещё? При этом забывая старую истину: осведомлённость - злейший враг новых идей.
Ещё Людовик XIV говорил: "Государство могут разорить или красивые женщины, или архитектор". Согласен с этим высказыванием. Мы, архитекторы, используем и продвигаем такие трудозатратные, материалоёмкие, дорогостоящие технологии, что действительно - разорили свои государства. В Российской Федерации - 80% ветхого жилья. Во времена кризиса академически правильные решения уже не работают: решения должны быть просты, всем понятны, комплексно связаны. Должны и реализовываться быстро, с акцентом на упреждение проблем и экспансию в секторы, где есть новые возможности.
В чём заключалась основная работа руководителя проектной мастерской? Найти и отбить заказ! После этого - "дело техники": в зависимости от функционального назначения объекта использовали ту или иную технологию и проектировали. И голова не болела - пусть дорого, пусть банально, пусть по разорительным технологиям, главное: сдать - забыть. И дальше - за новым объектом. Всё это в массе своей должно было привести к тому, что мы сейчас и получили. Ведь практически у архитекторов нет своих разработок, авторских патентов на новые строительные технологии, концепции. А кто должен этим заниматься, как не зодчие, - главные строители? Где новые строительные материалы?.. Всё тот же бетон, кирпич, каркас, бревно, стекло... А ведь природа безгранична.
Разработчики новых технологий и материалов, на своей шкуре вытягивающие НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и опытные образцы, зачастую ради этого продавая всё и залезая в долги (потому что государству на деле не нужны новые технологии), потом не знают, как всё это вывести на рынок. Произошёл разрыв между архитектором и разработчиком. Архитектор использует апробированные материалы, технологии. Зачем ему внедрение нового, споры с заказчиком, конструкторами, согласовывающими инстанциями? Но давайте при этом не забывать, что многие легенды бизнеса рождались в тяжёлые времена в гаражах и квартирах создателей (например, Microsoft, Hewlett-Packard, Walt Disney).
От времени "женских сумочек" к эпохе Великих перемен
Наше время - это время архитектуры женской сумочки. Попробуйте достать оттуда губную помаду, тушь, духи, всевозможные коробочки, баночки, карандаши... Теперь поставьте всё это вертикально и сфотографируйте. А соберите несколько таких сумочек - у вас такой Манхэттен получится или "Москва-Сити"! Вот вам все бизнес-центры наших и не наших городов.
Глубоко убеждён и долго желал того, чтобы наступило время "Великих перемен", время смены парадигмы развития человечества. И оно пришло. Оно проявляется во всём - в архитектуре, в экономике, политике, социологии. Видимо, действительно, наступает эра Водолея. Считаю, что архитектура должна быть постоянно меняющейся, гармоничной - как сама жизнь, развиваться из самой себя: форма из формы, функция из функции, словно живая клетка, - лёгкая, прозрачная, светлая, недорогая, без застывших бетонных форм и догм. Таковой, я думаю, будет архитектура будущего. Наша цель - сделать её архитектурой настоящего.
О, современная архитектура. Сколько дерзаний и творений ты уничтожила в своей железобетонной утробе? Сколько вырастила бессовестных, бездушных и жестоких людей в формах своих? Как хорошо тебе было жить, уничтожая былые человеческие достоинства. И ты достигла своего. Весь "цивилизованный" мир, который живёт в твоих железобетонных объятиях, забыл про чистую, святую любовь, о чести и долге, о старых и малых, он перестал рожать, мыслить и понимать ЭТОТ мир. О, как ты велика, современная архитектура!
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | март – апрель 2009 | № 2 (42)
Виталий ГРЕБНЕВ, архитектор, генеральный директор «ТО Грифон» |