18 июня турецкая компания Enka и главный национальный авиаперевозчик России - компания Аэрофлот подписали договор о возведении нового авиационного терминала - "Шереметьево - 3". Строительство займет 26 месяцев - ввод терминала в эксплуатацию запланирован на осень 2007 года.
Enka начинала еще в Советском Союзе - в 1988 году, когда был заключен двусторонний договор между тогдашним СССР и Турцией. Этот документ впервые предоставлял турецким строительным компаниям право работать на территории СССР. Свою деятельность Enka начала с реконструкции Петровского пассажа.
Более подробно о компании, ее проектах и ее деятельности в России попросил рассказать архитектора Enka -Vehbi Inan. Vehbi работает в компании четыре года и уже шесть лет живет в Москве. Среди проектов, в которых он принимал участие, - разработка дизайна Башни на Павелецкой, Башни на Набережной и "Шереметьево-3".
Enka добилась больших строительных достижений в России. С чем вы связываете свой успех? - Я думаю, что люди, которые работают в компании, и те ноу-хау, которые мы применяем в своих проектах, дают нам возможность быть одними из первых в строительном секторе. Россия нуждается в быстром ритме, поэтому скорость и качество позволяют нам быть успешными в вашей стране.
В этом году Enka выиграла тендер на строительство терминала "Шереметьево-3", разговоры о возведении которого не утихают с 1998 года. При этом все инфляционные и валютные риски по проекту ложатся на вашу компанию Почему вы согласились выступить генеральным подрядчиком такого важного социального объекта на не слишком выгодных для себя условиях? - Это обычная схема работы для нас. Мы берем на себя ответственность за флуктуацию - это стандартный метод проведения. Когда мы подписываем договор, обговариваем все условия с банком, рассматриваем все валютные риски. Мы определяем сроки строительства и договариваемся о процентной ставке, которая будет неизменной до завершения объекта. И даём гарантии нашему клиенту.
Расскажите немного о вашем опыте возведения авиационных терминалов. - Мы построили грузовой терминал в столичном аэропорте "Домодедово", аэропорт в Баку, Atatürk International в Стамбуле. Это достаточный опыт, чтобы взять на себя возведение "Шереметьево-3". При этом, мы наблюдаем за работой строительных фирм, например Bechtel, у которых есть свои отделы, занимающиеся исключительно возведением терминалов. Строительство аэропортов - это важная ветвь развития для Enka, открывающая перед компанией перспективы строительства терминалов не только в России, но и по всему миру.
У вас были сильные конкуренты - такие компании как немецкая Hochtief, французская Vinci, которые имеют огромный опыт возведения терминалов. Как вы думаете, почему эксперты предпочли компанию Enka? - Я думаю, на решение экспертов повлияло довольно много факторов. Мы работаем в России семь лет, инфраструктура вся на местах, так что и решения мы принимаем в Москве. Hochtief и другие международные фирмы работают по другой схеме. Приезжают представители от компании, которые занимаются проектом, заключают субдоговор с местными фирмами, и им очень тяжело проследить за процессом, приводящим к конечному результату. Английская компания Bovis Land Lease International является управляющей строительством "Шереметьево-3", и они проводили тендер на строительство объекта. Я думаю, они не хотели рисковать на таком крупном проекте. У Enka единая система действия, и 90% рабочей силы находится под нашим контролем. На данном проекте очень рискованно заключать субдоговора с некими фирмами и контролировать их в России.
Может быть поэтому фирмы, в частности, Strabag, считают, что ваш 26-месячный срок - вещь нереальная? - Ну, это они так считают - мы думаем иначе. Вы наверняка знаете гипермаркеты Рамстор-Сити. Это торговые пассажи размером 70.000 квадратных метров, строительство которых мы завершили в течение 6 месяцев. Всё, что Enka сделала, делает и будет делать, для Strabag всегда будет нереально.
Что будет представлять собой терминал - как здание компании Enka? Какое архитектурное решение предложила компания Airport de Paris? - Мы не стараемся "символизировать" Enka в здании. Наш задача - символизировать "Шереметьево-3" как аэропорт Москвы - ведь он будет принадлежать столице и одновременно являться самым большим аэропортом России. Нам будет приятно, если, находясь в аэропорту, пассажиры заметят и оценят качество здания, дизайна, строительства. Самое главное для нас, и это мы непременно постараемся "символизировать" - что "Шереметьево-3" русское здание. Французские архитекторы, например, разместили типичный образец луковичного купола в центре аэропорта, и этот жест сделан в направлении русских архитектурных форм. Одним словом, это будет выполненный с учетом всех мировых стандартов московский аэропорт, и его нельзя будет даже мысленно спроецировать на другой город мира.
Занимаетесь ли вы инфраструктурой аэропорта? Например, в вашем ли "ведении" высокоскоростной проезд в аэропорт или расширение магистрали? - Конечно, нас это интересует. Будут проведены соответствующие тендеры, и мы будем предлагать свои услуги. Но наш нынешний объем работ по "Шереметьево-3" этого не включает.
С какими бюрократическими проволочками вам приходилось сталкиваться при создании того или иного проекта? - В каждой стране возникают какие-то трудности. В России это пожарные нормы, СНиПы, проверки, контроль. Иногда от какой-нибудь бумажки зависит весь процесс строительства. Мы ждем от наших русских партнеров оперативности и пунктуальности в принятии решений. Это наши самые большие проблемы с российским бюрократизмом.
Собираетесь ли вы выходить в российские регионы? - Мы уже работаем на Сахалине, над проектом "Сахалин-2" для Shell, и компания называется Sakhalin Energy. Мы строим береговое сооружение по переработке для них. Это один из самых больших проектов вне Москвы.
Ваш проект Башня на Набережной в ММДЦ "Москва-Сити" является высотным зданием, одна из башен достигает 57 этажей. Когда вы принимали решение о строительстве такого высокого объекта, не было ли у вас опасений, связанных с движениями грунта, с сейсмическими явлениями? - В Москве нет сейсмической активности, и в этом городу очень повезло. Если бы такая активность была, наметились бы серьезные проблемы со всеми домами блочного типа. Город сделал все необходимые проверки, господин Владимир Травуш - главный конструктор "Москвы-Сити", с которым мы находимся в постоянном сотрудничестве, делал все записи почвы. Так что опасений у нас не возникает.
Какие проекты Enka в России для вас особенно дороги? - Для меня самый важный проект - Башня на Набережной. Я был непосредственно включен в разработку дизайна архитектуры этого объекта. Стиль здания модный и современный - это мое личное предпочтение касательно архитектуры. Особенно же мне нравятся вестибюли.
С точки зрения архитектуры, какой потенциал вы видите в России? И можно ли провести какие-то параллели с Турцией? - Я не знаю, как во всей России, но в Москве огромный экономический потенциал - в Москву идут денежные потоки со всей России. Стамбул - экономический центр Турции, но нельзя сравнить экономические возможности этих двух городов. А с точки зрения творчества для меня Турция более интересна: там есть свобода, в которой можно творить архитектору.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ Акционерное общество Enka Insaat ve Sanayi Anonim Sirketi основано в 1957 году в Стамбуле. Основной акционер - компания Enka Holding Investment Co Inc. Один из крупнейших подрядчиков в Москве - турецкая компания Enka имеет почти 50-летний опыт строительства дорог, административных и жилых зданий, аэропортов, электро- и гидроэлектростанций. Наиболее известные проекты, реализованные Enka, - мост через Босфор в Стамбуле, цементный завод в Бенгази (Ливия), шоссе Брегана - Загреб - Дубровник (Хорватия). В России дочерними компаниями Enka являются "Мосенка" (55% акций), "Москва - Красные холмы" (52%) и "Рамэнка" (50%). Холдинг участвовал в реконструкции Дома правительства в Москве и здания Государственной думы; владеет сетью супермаркетов "Рамстор". Наиболее крупные проекты в Москве: Riverside Towers, Paveletskaya Tower и Башня на Набережной в ММДЦ "Москва-Сити". Председатель правления головной компании - Синан Тара, которому принадлежит 5,6% акций. За 2004 год компания получила доход в размере $1,41 млрд. Рыночная капитализация оценивается в $2,757 млрд.
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | сентябрь 2005 | № (7) | http://www.d-n.ru/
Джефф ГУДВИН, Алина ДОБРИНА |