РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

Давайте построим школу без стен

ДН открывает новую рубрику - "Золотое сечение" На ее страницах мы будем предоставлять слово профессионалам, но не архитекторам, строителям и инвесторам, а тем, кто пользуется плодами их труда - живет и трудится в спроектированных и построенных зданиях. Думаем, что подобные публично высказанные мнения позволят специалистам рынка недвижимости четче понимать, чего же, собственно, от них ждет "конечный потребитель". Тема первого выпуска "Золотого сечения" - школа какая она есть и какой должна быть.

Школа №2010 открылась в 2003 году, однако построена она по проекту, которому уже лет 15, а то и больше, и который активно продолжает использоваться во многих городах России. Увы, и этот, и подавляющее большинство других типовых проектов школьных зданий ориентируются на прежние, во многом устаревшие образовательные цели.

Разговоры о новых задачах, стоящих перед школой в эпоху постиндустриального развития, идут чуть не на каждом перекрестке; фраза "современная школа должна научить ребенка учиться, работать, сотрудничать, думать" стала общеизвестной. Но мало кто осознает, что из такой образовательной установки вытекает целый ряд последствий, в том числе - строительно-проектировочных. Традиционный кабинет с типовой мебелью - не то место, где можно было бы успешно решать нынешние задачи, да и в целом классно-урочная система во многом устарела (хотя элементы ее могут использоваться еще не одно десятилетие, не противореча современным целям образования). Изменения нужны, и изменения коренные. Остановлюсь лишь на некоторых из них, наиболее очевидных.

Во-первых, само пространство школы должно быть разделено на несколько возрастных зон. Средняя и старшая школы вполне могут находиться вместе, хотя хорошо бы все-таки разделить и их (имея в виду, что старшая школа в ближайшем будущем повсеместно станет профильной, и образовательный процесс там будет устроен несколько по-другому). Но что совершенно точно - даже в рамках одного здания и общего администрирования необходимо отделить начальную школу. У нее должен быть специально спроектированный отсек, в идеале - с отдельным входом (у малышей свой ритм учебной жизни, им нужна особая  среда, которая, как правило, плохо сочетается со средой подростковой).

Неплохо иметь здесь и свой спортзал, "подогнанный" под рост и физические возможности 7 - 10-летних. Типовой проект (такой как наш, например), предусматривает 2 спортзала - большой и малый, но, по сути, их ничего друг от друга не отличает: баскетбольные кольца установлены на одинаковой высоте, шведские стенки одинакового размера, даже высота потолков одинаковая. В таком зале маленьким неуютно.

Второе: необходимо, чтобы дети во время урока не были привязаны к своим партам (а в каких-то случаях - и к своим классам). Класс должен напоминать некий "трансформер", чтобы можно было работать с 25-30 учениками сразу, а при необходимости быстро переоборудовать помещение для занятий в малых группах или, напротив, объединить два класса. Стандартный 55-метровый кабинет с тяжеленными партами ничего подобного не позволяет - обычная 1 или 2-местная посадка заставляет большинство детей в единицу времени урока быть пассивными.

Третье, вытекающее из второго: перспективно думать о том, чтобы в учебном процессе по максимуму использовать все пространство школы - и физическое, и информационное, и культурное, то есть выходить за пределы кабинетов. По сути, речь идет о создании "школы без стен". Ее структурообразующей серединой должен стать расположенный на 1-м этаже Информационный центр, включающий в себя библиотеку (пусть даже традиционную), медиа- и видеотеку, пространство, где дети могут работать над проектами (всем известно, сколь важную роль в школьной программе сегодня играет проектная деятельность) и заниматься во время и после уроков. Я уж не говорю о том, что здесь обязательно должны быть удобные "сидячие" места и выход в Интернет (не стоит забывать, что учитель постепенно перестает быть единственным и главным источником информации). По идее, такой Информационный центр, имея отдельный вход, мог бы работать не только на школу, но и на весь микрорайон.

Учебных зон должно быть несколько, и на смену кабинетной системе должна прийти система образовательных блоков. Первый из них - блок естественно-научного цикла (химия, физика, биология). В нашей школе кабинет химии расположен на 4-м этаже, биологии - в другом конце этажа, физики - вообще на 3-м: подобное размещение предусмотрено проектом, и мы, испытывая страшные неудобства, все же обязаны ему следовать, чтобы иметь полноценно оборудованные классы с необходимыми подводками.

На самом деле, кабинеты "естественников" должны размещаться рядом, именно блоком. Более того, необходимо предусмотреть возможность "проникновения" из одного помещения в другое: скажем, поставить между ними не капитальные стены, а легко раздвигаемые перегородки. Это помогло бы учителям наладить межпредметные связи и найти особые, новые для школы виды учебной деятельности, а детям - целостно воспринимать естественно-научный цикл и понимать, что эти предметы, по сути, есть единый предмет "Естествознание".

Второй аналогичный блок - гуманитарный. Тут даже не надо ничего придумывать - просто объединить 5-6 кабинетов (русского языка, литературы, истории, обществознания), создать между ними внутренние переходы с мобильными перегородками и оборудовать их с учетом современных требований. Третий блок - иностранные языки, четвертый - информационные технологии и так далее.

Требование о легком трансформировании в полной мере относится к спортивным и актовым залам. "Стандартным" актовым залом мы не очень довольны - он маленький, в нем помещается от силы треть школы. Концепция зала тоже абсолютно старая: одни сидят, другие на сцене что-то делают. В идеале же зал тоже должен превращаться в несколько маленьких, а кресла - иметь приспособления для записей. Тогда его можно использовать и в учебных целях тоже - в частности, осуществлять лекционные занятия в параллелях (и таким образом усовершенствовать школьное расписание). К примеру, в Норвегии все школы имеют залы-амфитеатры на 100 - 200 человек - помимо занятий в параллелях, там можно проводить большие педагогические или родительские собрания.

Впрочем, в не меньшей степени школа нуждается и в так называемых переговорных. Тут речь идет еще об одном блоке, который условно можно назвать зоной для работы персонала. Сегодня класс используется, в том числе, и как рабочее место учителя, где он готовится к занятиям, проверяет тетради, встречается с родителями и т. д. На самом деле, работать учитель должен в учительской - кабинете на 5 - 6 оборудованных рабочих мест. Профессионально общаться с коллегами, учениками и родителями - за круглым столом в переговорных. А отдыхать - в комнате отдыха. Такая система позволит, в частности, повысить социальный статус школьного педагога: если государство заботится о том, чтобы создать тебе условия для труда, значит, ты государству не безразличен.

Кстати, в типовых школах не только учителя, но и дети не имеют "своего" места. В обычном школьном здании после уроков детям неуютно, деться им некуда, кроме как пойти все в тот же класс (если Мария Ивановна не против), поэтому во внеурочное время школа оказывается для учеников непривлекательной. Изменить положение вещей могли бы зоны отдыха и рабочие зоны, где ученики могут проводить время на переменах и после уроков. Такие зоны можно "разбросать" по всей школе, но, возможно, большинство стоит сконцентрировать на 1-м, входном этаже.

Итак, сегодня нам нужна школа-"трансформер", в которой не люди подстраиваются под имеющиеся пространственные возможности, а которая, напротив, сама может меняться и перепланироваться в зависимости от конкретных потребностей. И поскольку новые санитарные нормы запрещают строить школы выше 3 этажей, решать поставленные задачи необходимо за счет увеличения площади школьных зданий и принципиально нового подхода к их проектированию.

И последнее: помимо того, чтобы быть удобной, школа должна быть красивой. Я считаю необходимым привлекать к созданию школьных зданий художников, дизайнеров, словом, людей искусства: подобный опыт, имеющийся уже во многих странах, дает великолепные результаты.   

МЕЖДУ "ПЛОЩАДЬЮ" И "УЛИЦАМИ"

Недавно в губернии Акерсхюс (Норвегия) было введено в строй школьное здание, фактически ставшее образцом современного европейского "учебного градостроения". Решение о строительстве целого ряда школ было принято губернскими властями еще в 1997 году, в мае 2000 года очередь дошла до старшей школы в Наннестаде. После разработки соответствующей программы, состоялся конкурс на лучший проект школьного здания - и в ноябре 2000 года группа проектировщиков АО v/LINK Arkitekter получила подряд на создание проекта школы. Строительство началось 1 октября 2002 года и закончилось 1 июня 2004 года.

Школа в Наннестаде, которую специалисты называют "оптимально функционирующей", представляет собой относительно компактное 3-этажное здание без эксплуатируемого подвала (в подвальном помещении находится только котельная). Проектировщики старались избегать дорогостоящих строительных решений и материалов, однако учитывали, что школа должна соответствовать не только образовательным, но и эстетическим требованиям времени.

В основу концепции здания положена идея "площади и улиц". "Площадь" является тем центром, где собираются все - учителя, ученики, гости школы непременно проходят через "площадь". Она задумана как своеобразный "птичий базар", где можно зубрить уроки, болтать с друзьями, жевать бутерброд или слушать музыку через наушники. Также на "площади", разные уровни которой связаны друг с другом амфитеатрами, могут проходить общие лекции, концерты, собрания, выставки и т. д. А широкие солидные лестницы ведут наверх, где устроены открытые "улицы" - можно видеть, что происходит на "улицах" каждого этажа. Открытые пространства "улиц" делают излишними коридоры. Там же, где коридоры есть, они непременно заканчиваются небольшими площадками, где могут собираться и дети, и учителя.

Различные учебные направления и образовательные ступени объединены в разных частях здания. При этом площадь обучения предполагает возможность использования как традиционных классов, так и "гибких" помещений с раздвижными стенами и комнат для занятий в группах.

При разработке системы перемещений в школе был выдвинут лозунг "Близость, доступность, рациональность". Например, максимальное удаление различных частей здания друг от друга - 75 метров, то есть добраться из одного конца в другой можно за 2 минуты. Однако, по мнению современных европейских архитекторов, учебное здание не должно являться чем-то статическим, и при создании проекта в Наннестаде особое внимание уделялось тому факту, что школа будет постоянно изменяться и развиваться. Поэтому существует возможность в случае необходимости пристроить к зданию дополнительные помещения - флигели.  Причем, каждое школьное крыло может быть продлено или достроено без нарушения основной архитектурной концепции проекта.

ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | сентябрь 2005 | № (7) | http://www.d-n.ru/

 

Евгений КАРПОВ автор - директор школы №2010 г. Москвы, руководитель международного образовательного проекта «Российско-норвежская старшая школа»
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152