Выставка-конкурс с таким названием открылась в подмосковном Красногорске в мае, в рамках фестиваля творчества "Уникум". Самый маленький из столичных городов-сателлитов, находящийся всего-то в 23 километрах от Московского Кремля, был представлен на ней во всем разнообразии красок - радующей глаз зеленой, волнующей синей, победоносной красной, ликующей белой, романтической золотой, трудовой серой... Ведь без любой из них немыслима общая картина под названием "Красногорск".
БЕЖЕВЫЙ. ПРОШЛОЕ Историческое ядро Красногорска - вовсе не всемирно знаменитый дворцово-парковый ансамбль Архангельское, как уверены некоторые, а Знаменское-Губайлово, дворянская усадьба XVIII века с сохранившейся Знаменской церковью XVII века. Конечно, в рассуждениях о красногорском историческом прошлом можно обратиться куда дальше - в какой-нибудь VII век, когда началось заселение подмосковных земель славянскими племенами. Или в IX, когда эти земли вошли в состав Великого княжества Владимирского, и по реке Всходне, соединявшей Клязьму и Москву-реку, потянулись караваны заезжих торговцев, доставлявших товары в стольный град Владимир, и военные отряды великого князя с собранной данью. Или в XV, когда земли между рекой Банька и Москвой-рекой, то есть вся территория нынешнего Красногорска, перешли во владение царя Ивана Грозного, а в летописях появились упоминания о селе Павшино. Или в начало XVII, когда из состава Павшинской дворцовой вотчины была выделена деревня Чернево и пожалована в поместье воеводе Волынскому (затем, в 1620 году, Волынский был пожалован новым поместьем, в которое вошли половина сельца Княжова, пустоши Овсянникова и Губайлова)...
Да много чего помнит красногорская земля. Но слишком уж далекое прошлое - предмет интереса историков и краеведов, для остальных же XVIII век - вполне нормальная точка отсчета. В XIX веке по соседству с селом Губайлово появилась деревенька Баньки, которая, впрочем, довольно быстро была переименована в Красную Горку: само название говорит о потрясающей красоте здешних мест. Ну, а дальше все по традиционной для советских времен схеме: в 1932 году многочисленные разрозненные поселения были объединены в поселок Красногорск, который уже через 8 лет, 7 октября 1940 года, получил статус города.
ЗЕЛЕНЫЙ. ЭКОЛОГИЯ Красногорск, расположенный в северо-западной части лесопаркового "защитного пояса" столицы, в пойме Москвы-реки, считается одним из самых экологически благополучных городов, входящих в так называемый первый пояс Подмосковья. Достаточно сказать, что более 60% территории Красногорского района занимают леса, парки и сады. Для сравнения: в Восточном, самом зеленом среди всех столичных округов, землями, которые ученые называют "средосберегающими" или "улучшающими экологическую ситуацию", занято лишь около 40% территории; а в Центральном и Южном - двух самых проблемных с точки зрения экологии округах Москвы - этот показатель едва приближается к 15%.
Экологическому благополучию Красногорска способствует и роза ветров: она направлена в сторону Москвы, так что столичный смог "кочует" на юго-восток и никогда не приносится ветрами сюда, на северо-запад.
Третье экологическое "завоевание" Красногорска - практически полное отсутствие в нем вредных производств. Крупные промышленные предприятия в городе имеются, однако все они работают в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Яркий тому пример - АОЗТ "Красногорский завод", производящий фото- и киноаппараты, оптические прицелы, медицинское оборудование, или завод по переработке лекарственного сырья (наверно, каждый хоть раз в жизни покупал один из знаменитых красногорских растительных чаев).
Наконец, четвертый немаловажный момент: красногорская экология "работает" на жителей города не только пассивно, но и активно. В том смысле, что чуть ли не каждое "зеленое пятно" на карте Красногорска - это не только сами по себе зеленые насаждения, но еще и центр отдыха, спортивно-оздоровительный комплекс, прогулочная зона или что-либо подобное. Отличное соединение приятного с полезным.
ЖЕЛТЫЙ. ТРАНСПОРТ Транспортная доступность - один из серьезных козырей Красногорска. Из любой точки города максимум за 20-25 минут можно добраться до станции метро "Тушинская", причем автобусов и маршруток, следующих по данному маршруту, так много, что время их ожидания сводится к минимуму. Примерно столько же времени (около получаса) занимает поездка на электричках от красногорских станций "Павшино" и "Красногорская" до Рижского вокзала. Основной же автомобильной магистралью, связывающей город с Москвой, является далеко не самое загруженное Волоколамское шоссе, по которому от Красногорска до МКАД - всего 2,5 километра.
КРАСНЫЙ. ИНФРАСТРУКТУРА Говорить об инфраструктуре города, к услугам 92.000 жителей которого все инфраструктурное богатство Москвы, долго не стоит. Отметим лишь, что главные красногорские точки притяжения - это мега-комплексы "АШАН" и "Крокус Интернэшнл", современный физкультурно-оздоровительный комплекс "Спорт-сервис Зенит", стадион "Зоркий", самый крупный в Московской области Дворец культуры "Подмосковье". Любимые места отдыха горожан - плотина на реке Синичка и лыжная база, где проходят популярные ныне соревнования "Красногорская лыжня", собирающие весь цвет российского лыжного спорта. Кстати, инфраструктурные объекты Красногорска пользуются "спросом" не только у самих красногорцев, но и у москвичей - в первую очередь, у жителей соседнего столичного района Митино.
СЕРЫЙ. СТРОИТЕЛЬСТВО Интерес инвесторов и застройщиков к Красногорску проснулся довольно давно. Так что сегодня избалованный вниманием город, не стесняясь, называет себя "флагманом развернутого в Подмосковье строительства". Как бы трескуче ни звучало подобное определение, большая доля истины в нем действительно есть, а конкурентная борьба на красногорском строительном рынке сказывается не только на архитектурном облике города, но, первым делом, на качестве здешнего строительства.
Основной объем инвестиций (около 60%) по-прежнему направлен в сферу жилищного строительства, благодаря чему темпы развития этого сегмента рынка в районе не снижаются - в среднем, в год сдается около 100.000 квадратных метров жилья. Продолжается снос ветхих домов частного сектора в микрорайоне Чернево-2 и реконструкция Брусчатого поселка в рамках российской программы "Свой дом", идет строительство в Ново-Никольском, Архангельском, Нахабине, Петрово-Дальнем. На территории Красногорского района планируется разместить детскую областную больницу хирургического профиля (в Отрадном) и областной научно-исследовательский комплекс библиотеки (в микрорайоне Павшино). В Ново-Никольском, Петрово-Дальнем, Позднякове, Гаврилкове, Михалкове ведется малоэтажное коттеджное строительство. Появились в Красногорске и дома, построенные по индивидуальным проектам: как считают в местной администрации, здания на Речной улице, Школьной улице, в микрорайоне 1 "внесли свежую струю в архитектуру города".
Помимо вышеперечисленных, среди самых значимых жилых объектов Красногорска последних нескольких лет стоит отметить еще несколько. В частности, жилой комплекс на Лесной улице, 12, расположенный в непосредственной близи от Красногорского лесопарка. Этот комплекс состоит из трех 15-этажных одноподъездных башен, имеет собственную огороженную территорию с двухуровневой автостоянкой на 100 машиномест, площадками для отдыха и игровыми зонами. Первые этажи традиционно отданы под объекты инфраструктуры, а квартиры - не менее традиционно - имеют большие застекленные лоджии и просторные холлы и кухни.
Не менее интересен и элитный жилой комплекс в поселке Архангельское. Он состоит из девяти 6-этажных монолитно-кирпичных домов, из окон которых открывается прекрасный вид на водную гладь и сосновый бор. Территория комплекса, как и положено в поселениях такого уровня, благоустроена, огорожена и охраняется круглосуточно. К тому же, в состав инфраструктуры поселка входят 2 детских садика, школа, лицей, поликлиника и целый ряд торгово-развлекательных заведений, что, безусловно, добавляет ему привлекательности.
Наконец, совсем недавно на заседании областного правительства было заявлено о перспективах строительства в Красногорске нового микрорайона под названием "Губайлово-2": согласно Генеральному плану развития города, на территории около 7 гектар будет возведено примерно 70.000 квадратных метров жилья. К тому же, еще около 8.000 "квадратов" отведено под объекты инфраструктуры. Объем инвестиций в проект "Губайлово-2" составит примерно 1.126.000 рублей, начать строительство намечено в 2006‑м, а завершить - в 2009-м году.
В последнее время города "первого кольца" испытывают настоящий штурм со стороны жителей Москвы, дальнего Подмосковья и регионов. И тем, кто остановит свой выбор на Красногорске, есть из чего выбирать. (Описание некоторых новостроек Красногорска, которым не уделено внимание в самой статье, можно найти в приведенной таблице.) Однако, пусть никто не обижается, есть в Красногорском районе проект, рядом с которым самые привлекательные и во всех смыслах удачные замыслы меркнут и тушуются. Наверно, многие уже догадались, что речь идет о развернутом на территории Павшинской поймы самом масштабном подмосковном строительстве - районе "Красногорье".
БЕЛЫЙ. "КРАСНОГОРЬЕ" Чем прежде всего поражает "Красногорье", так это своим масштабом. Площадь застройки нового жилого района, который будет расположен у юго-восточной границы Красногорска, на территории поймы Москвы-реки, у старинного поселения Павшино - 150 гектар. И в общей сложности жилой фонд района, а точнее - целого города, будет составлять около 1.400.000 квадратных метров (для сравнения - вся Москва ежегодно вводит в строй около 4.500.000 "квадратов" жилья).
Жилые дома "Красногорья" - это разноуровневые здания (высотой от 5 до 30 этажей). Инфраструктура района - это детские сады и школы, поликлиники и рестораны, подземные стоянки и наземные гаражные комплексы, гостиницы и офисы, библиотеки и объекты спортивного назначения, которым уделено особое внимание. В недалеком будущем в "Красногорье" появится крупнейший в стране горнолыжный комплекс с круглогодичным снеговым покрытием, где длина спуска будет составлять около 400 метров (длина даже самых современных зарубежных комплексов зачастую не превышает 200-250 метров). Рядом откроется спортивный многопрофильный комплекс с бассейном, крытыми теннисными кортами и катком, стадионом с трибунами, спортивными площадками и парком экстремальных видов спорта. Наконец, вдоль побережья Москвы-реки разместится парковая зона отдыха (к созданию которой приложили руку английские специалисты), включающая в себя яхт-клуб с музеем Москвы-реки, детский парк, киноконцертный комплекс, аквапарк и Ботанический сад. И еще: на противоположном берегу сейчас возводится новый Дом правительства Московской области - объект, формально не входящий в состав"Красногорья", но, безусловно, делающий и без того престижный новый микрорайон еще престижнее.
"Красногорье" непосредственно примыкает к Москве - от МКАД до него всего около двух километров по Волоколамскому шоссе. А западнее проектируемой территории, по проходящему в непосредственной близости Ильинскому шоссе (имеющему продолжение в городе - Павшинскую улицу) можно быстро выехать на автомагистраль "Балтия", Новорижское шоссе, которое в перспективе продлится через Строгино к центру Москвы, до строящегося Краснопресненского проспекта.
Немаловажно, что на строящейся в настоящее время новой Митинско-Калининской линии метрополитена, сразу за внешним кольцом МКАД появится станция "Волоколамская". К которой планируется подвинуть ныне расположенную до пересечения с МКАД железнодорожную платформу "Трикотажная" - для образования нового узла пересадки. По завершении строительства транспортных развязок, до новой станции метро "Волоколамская" можно будет дойти пешком за 20-25 минут. И еще одно: в восточной части "Красногорья" запроектирован пешеходный мост через Москву-реку, по которому можно будет попасть к строящейся станции метро "Мякинино" Митинско-Калининской ветки и комплексу "Крокус-сити".
Строить "Красногорье" предполагается поэтапно, в 4 очереди (проектные предложения по застройке всех видов планируется реализовать к 2009 году). Объем жилищного строительства первой и второй очередей составляет свыше 475.000 квадратных метров. В качестве "базовых" выбраны современные жилые дома (высотой от 14 до 27 этажей) популярных серий И‑155, П-3М, ИП-46С, И-1723, П-44Т, а также созданные по индивидуальным проектам. Большинство первых этажей планируются с нежилыми пристройками - для размещения магазинов, отделений банков и связи, детских молочных кухонь, библиотек и т. п. К тому же, первая очередь включает в себя практически все необходимые объекты инфраструктуры - детские сады, школы, спортивно-оздоровительные комплексы и т. д.
Как отмечают работающие в "Красногорье" специалисты, интерес к здешним квартирам проявляют представители различных краев и областей России - что называется, от Москвы до самых до окраин. И не менее разных социальных слоев - от очень обеспеченной публики, положившей глаз на малоэтажные дома, которые в окончательном варианте будут соседствовать с горнолыжным спуском, до обладателей скромных капиталов, рассчитывающих приобрести жилье с помощью субсидий и ипотечных кредитов. Но, как говорят профессионалы, в любом случае главное - уговорить будущего обитателя "Красногорья" зайти в подъезд почти законченного дома и подняться выше 9-10-го этажа: только взглянув оттуда на панораму Москвы-реки, он сможет оценить, в каком волшебном, по-настоящему уникальном месте ему предстоит жить.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Площадь Красногорского района составляет 22.000 гектаров. При этом озелененные территории занимают около 60%, в том числе лесной фонд - 55%. Постоянное население района составляет около 150.000 человек, среди которых около 65% - люди трудоспособного возраста. В экономике района, основу которой составляет промышленность, занято более 38.000 человек, из них более 26.000 - в материальном производстве. Крупнейшие компании-налогоплательщики: СП "ТИГИ Кнауф", "Москоу Кантри Клаб", ЗАО "Бецема", МЖК "Росинка", СО УДП РФ, "ТИГИ-Кнауф-Маркетинг", "Автоцентр КАМАЗ", "ТИГИ-Рихтер", ООО "Валентина", АОЗТ "Никольское", "Красногорскмежрайгаз".
Особенностью района является недостаточная плотность дорожной сети - не со всеми территориями района есть удобная связь. Радиальное направление ярко выражено имеющимися шоссейными магистралями, но зачастую отсутствуют поперечные дорожные направления, что негативно сказывается на условиях жизни населения. Из года в год проблемным вопросом остается развязка Волоколамского и Ильинского шоссе.
УДИВИТЕЛЬНОЕ - РЯДОМ
Банда "Черная кошка", ставшая знаменитой благодаря культовому фильму "Место встречи изменить нельзя", на самом деле базировалась в Красногорском районе. Ее члены работали на КМЗ, а в "свободное от основных обязанностей" время промышляли грабежом сберкасс. Так что фраза "А теперь Горбатый" если и была произнесена, то возле одного из частных домов Губайлово - именно там оперативники перебили лапы "Черной кошке".
В 1932 г. родился план прокладки троллейбусной линии от Дорогомилово до Губайлово. Это должна была стать одной из первых трех троллейбусных линий столицы. К сожалению, план не воплотили в жизнь ни в 30-х, ни в 60-х, когда Красногорск (с августа 1960 по сентябрь 1961 г.) входил в состав Москвы.
В 1940 году на р. Баньке была построена плотина. По непонятным причинам это сооружение не было нанесено на немецкие летные карты. В результате фашистские летчики, в годы Великой Отечественной прорывавшиеся к Москве, завидев плотину, впадали в глубокое изумление. И зачастую не могли решить, что же это такое и что с ним делать.
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2005 | № (5-6) | http://www.d-n.ru/
Валерия МОЗГАНОВА |