С Алексеем ЕЛИЗАРОВЫМ мы встретились в кратком промежутке между обысками, работой с документами, совещаниями. Беседа получилась "пунктирной", почти в телеграфном стиле. Но достаточно емкой, чтобы призвать к осторожности поклонников розовых очков: целиком и полностью законопослушным столичный рынок недвижимости станет нескоро, а пока несть на нем числа жуликам и лихоимцам различных мастей и калибров. В принципе, подобное утверждение - не новость, но Алексей Елизаров не просто согласен с ним, а "точно знает, как": ведомство, интересы которого он защищает, называется Управление по налоговым преступлениям Главного Управления внутренних дел г. Москвы.
Алексей Владимирович, давно ваше Управление занимается преступлениями в сфере строительства и недвижимости? - Да всегда занималось, с тех пор как появилось - то есть два года.
И как бы вы охарактеризовали общее положение дел на столичном рынке недвижимости? - Сами знаете - спрос на квадратные метры в Москве огромный, город строится очень активно, не менее активно создаются как государственные, так и коммерческие организации, занятые в сфере строительства и недвижимости. А все сферы, где крутятся большие деньги, увы, наводнены криминалом. В строительной же сфере мало того, что деньги задействованы огромные, так еще и существуют прорехи в действующем законодательстве, поэтому для криминала она привлекательна вдвойне.
Многие даже утверждают, что в российской экономике строительство - сфера самая криминализированная и самая проблемная для налоговых органов. - Ну, четких статистических выкладок, кто более, а кто менее криминализирован, я думаю, нет ни у одного ведомства. Однако, для строительной сферы - факт: часты случаи, когда компании пытаются путем криминального, незаконного поглощения конкурентов (то есть всех их основных средств и фондов), или путем подделки документов, обмана, злоупотребления доверием, какими-то иными мошенническими способами "забрать" сторонние капиталы и увести инвестиции людей, вложившихся в строительство.
Какие варианты преступлений наиболее распространены? - Самое распространенное преступление - обычное мошенничество. Связано оно, как правило, либо с подделкой документов, либо с введением в заблуждение отдельных частных лиц, а то и учредителей и руководителей инвестиционно-строительных компаний: мошенники тем или иным способом проникают в чужой бизнес и начинают все перерегистрировать на себя.
Насколько я знаю, огромная головная боль вашего Управления - деятельность столичных риэлторов. - Да. И проблемы здесь возникают того же рода - криминальное мошенничество. Бывает (и это отнюдь не редкость), что риэлторские компании регистрируются на чьи-то утерянные паспорта. Зачастую при создании новых фирм используются чужие, старые и уже раскрученные брэнды, которые у москвичей на слуху. Компании дается созвучное название (например, взяв за основу известный брэнд "ИНКОМ-Недвижимость", "новинку" именуют "Инкомс" или "Инкомас") - и на рекламу можно не тратиться, клиенты сами идут.
Мало того, что идут, но и ни минуты не сомневаясь, подписывают договоры, обязывающие сразу вносить 70 и более процентов от общей стоимости выбранной квартиры или дома. Цены, кстати, обычно устанавливаются заметно ниже среднерыночных по данному объекту; по-моему, одно это уже должно настораживать - только почему-то не настораживает. Собрав за довольно короткий срок немалые средства (ведь потенциальным покупателям могут предлагаться квартиры не в одном доме, а хоть по всей Москве), сотрудники такой фирмы исчезают в неизвестном направлении, или фирма использует наполовину законный способ - самоликвидируется. Ни в том, ни в другом случае найти мошенников практически невозможно, особенно если компания зарегистрирована по утерянному паспорту, а платежи ее клиенты проводили не через банк, а наличными через кассу.
Между прочим, иногда подобные компании пытаются временно "вписаться" в рынок и действовать вполне законно: принимают участие рекламных акциях и профильных выставках, организуют показы объектов недвижимости и т. д. Так что людям стоит понимать: подобные мероприятия - отнюдь не показатель надежности компании. А предъявлять вполне понятные претензии потом некому: согласно практике Арбитражного суда, в случае ликвидации фирмы все иски к ней остаются без движения.
Еще один распространенный вариант - риэлторские конторы начинают активную продажу квартир в домах, постановление о строительстве которых еще даже не принято правительством Москвы. Понятно, что и эти собранные деньги затем исчезают в неизвестности.
Но ведь, помимо риэлторских компаний, в любом российском городе работают и частные риэлторы. - Особая для нас проблема - частные риэлторы, которых в Москве немало. Это своего рода ПБЮЛ (предприниматели без образования юридического лица), которые нигде не зарегистрированы - лицензирование их деятельности законодательством не предусмотрено и занимающейся ими регистрационной палаты, соответственно, нет. Обычно частные риэлторы привлекают клиентов низкими ценами - как на свои услуги, так и на сами объекты недвижимости. Но результаты заключенных сделок далеко не всегда получаются оптимистичными.
Вы считаете, что введение лицензирования в отношении частных риэлторов могло бы как-то изменить ситуацию? - Думаю, да. Для получения лицензии по определению необходимо выполнить ряд требований, и если эти требования будут достаточно жесткими, то на их основании можно будет проводить какой-то отбор среди претендентов и хотя бы отчасти контролировать их деятельность. Ведь на данный момент нет ни одного списка, ни одного реестра частных риэлторов Москвы, что, на мой взгляд, не совсем верный подход к делу.
Какова сейчас ситуация в сфере налоговых махинаций? - Отсутствие жесткого контроля со стороны государства приводит к тому, что строительные компании работают, что называется, сами по себе, зачастую либо вообще не отражая в документах налогооблагаемую базу, либо отражая ее частично.
Ну, например, уверяют, что строительство находится на "нулевом цикле" и никакой прибыли данный объект недвижимости пока не приносит, хотя на самом деле дом распродан уже более чем наполовину. Деятельность, связанная с продажей квартир, фактически никем не отслеживается, поэтому компании, получив прибыль, спокойно могут уверять, что на самом-то деле получат ее только в далеком будущем, а получившуюся отсрочку во времени использовать для "прокрутки" денег. Хорошо, если это "налогооблагаемое будущее" вообще когда-нибудь наступит.
Иностранные компании, работающие на российском рынке недвижимости, тоже стремятся уйти от уплаты налогов? - С ними проблем, конечно, меньше, но есть. Главная связана с тем, что у них принципиально иная система бухгалтерского учета, которая очень плохо состыкуется с нашей системой ежемесячной и ежеквартальной отчетности и совсем не совпадает с нашей системой налогообложения.
Основная задача иностранной компании, являющейся лишь звеном в огромной цепи - отчитаться перед своим руководством, которое находится за рубежом и которого мы не видим, а уж потом - перед нашими налоговыми органами. Там, у них, уклонение от уплаты налогов считается особо тяжким преступлением и наказывается очень серьезно, поэтому в глазах своих налоговиков компании-иностранцы стараются быть чистыми. К тому же, по престижу налогово нечестной компании будет нанесен жестокий удар: за рубежом деловая репутация - не пустой звук. Но у нас, в России временной лаг, возникающий из-за разницы бухгалтерских и налоговых систем, иностранные фирмы подчас стараются использовать для прокручивания денег - такие случаи нашему Управлению известны.
Ждут ли нас какие-то законодательные изменения, способные облегчить или, напротив, осложнить вашу работу? - Недавно в Государственной думе я видел проект закона, связанного с деятельностью в строительной сфере. Но касается он вопросов формирования капитала, руководства компаний и т. д. А вообще-то, недавно принятый пакет законов, в том числе и закон о долевом участии, хотя бы отчасти расставил точки над i. Думаю, теперь у судов будет заметно меньше работы - раньше, когда о долевом участии знали только то, что оно в принципе возможно, суды попросту не справлялись с числом исков, поступающих как от частных граждан, так и от юридических лиц.
На что надо обратить внимание потенциальным клиентам компаний, работающих на рынке недвижимости, чтобы не попасть впросак? - Во-первых, выбирать компанию с хорошо известным именем и, желательно, пообщаться с ее предыдущими клиентами, чьи сделки уже завершены (дом куплен, квартира продана и т. д.).
Во-вторых, обходить стороной компании, которые сразу же требуют вносить в счет грядущей сделки огромную сумму - если из вас хотят в течение месяца вытащить 100-процентную предоплату, значит, дело явно нечисто. И, в-третьих, непременно приглашать для участия в сделке юриста. Причем, не просто приглашать, но заключать с ним договор - чтобы нес ответственность и за процесс, и за результат своей деятельности.
ФАКТЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ |
Путем подделки документов в состав учредителей одного из столичных ООО, расположенного на Ленинском проспекте и занимающегося строительством на самом проспекте и в ряде примыкающих районов, вошли лица кавказской национальности. Завладев малой долей в уставном капитале, мошенники начали "наращивать обороты" и довольно скоро стали полноправными хозяевами ООО, уже на законных основаниях отстранив ранее действовавшее руководство. Затем компания была продана (заметим, абсолютно легально), а современная практика Арбитражного, да и Верховного суда такова: всемерно защищать права добросовестного приобретателя (каковым и является, с точки зрения закона, новый покупатель компании). Таким образом, первоначальные владельцы ООО остались ни с чем. |
В отношении одного из крупных столичных строительных управлений (ранее являвшихся государственным предприятием) выходцами с Кавказа неоднократно предпринимались попытки поглощения. Кусок казался лакомым - стройуправление, в частности, ведет работы в Одинцовском районе и на Рублево-Успенском шоссе. Как выяснилось, группа лиц (лидером ее являлся уроженец Дагестана, связанный с целым рядом организованных преступных группировок) предполагала заполучить компанию целиком, а затем распродать, буквально ликвидировав на корню. По счастью, все посягательства на стройуправление удалось пресечь.
|
Гражданка Р., приехавшая в Москву из Казахстана, заключила брак с 20-летним гражданином России, взяв фамилию мужа. "Обрусев" таким образом, она начала предлагать свои услуги на рынке недвижимости в качестве частного риэлтора. Привлеченные низкими расценками, две жительницы Москвы согласились стать ее клиентками - речь шла о покупке квартиры в Центральном округе столицы. Потребовав от москвичек деньги на приобретение недвижимости, гражданка Р. в обмен выдала им расписки, однако никакой юридической силы эти бумаги не имели: суммы были обозначены только в иностранной валюте, без указания рублевого эквивалента, а согласно практике Верховного суда, подобные расписки не могут быть предъявлены в суд. Позже гражданка Р. потребовала от своих клиенток дополнительно внести еще энную сумму денег - мотивируя это тем, что продажная цена квартиры увеличилась. Получив требуемое, оборотистая дама исчезла, бросив своего юного мужа и даже не продав уже имеющуюся у нее к тому моменту квартиру в Москве. Где ныне пребывает объявленная в розыск гражданка Р. - в Москве, где-то в России или снова в Казахстане - неизвестно. |
Из дел Управления по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы |
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2005 | № (5-6) | http://www.d-n.ru/
Валерия МОЗГАНОВА |