На международном выставочном рынке в сфере недвижимости россияне — относительные новички. И потому они медленно и осторожно нащупывают для себя подходящие площадки. Между тем, опыт показывает, что позитивные результаты от участия или хотя бы простого посещения выставки могут получить и российские регионы и компании, заинтересованные в новых партнерах, и российские инвесторы, ищущие новые проекты на мировом рынке, и частные лица, которым просто нужен зарубежный second home. Прежде чем российские компании пришли в Канны, MIPIM пришлось долго и тяжело "пиариться" на отечественном рынке. В первый год участия Краснодарского края в MIPIM иностранцы робко интересовались "Кубань — это Куба?". На следующий год краснодарская экспозиция была названа потрясающей и феерической.
Теперь наши государственные и коммерческие структуры на всех углах с гордостью рассказывают о масштабном представительстве России на этой выставке, и чуть ли не пятую часть ее гостей составляют россияне. В 2005 году делегация Санкт-Петербурга впервые участвовала в Barcelona Meeting Point. О других возможностях и значимых международных форумах по недвижимости россиянам пока мало что известно.
Однако рынок выставочных мероприятий не является чем-то устоявшимся: при благоприятных условиях и грамотной поддержке выставочные проекты могут очень динамично развиваться. Тем, кто уже постиг эту истину, имеет смысл обратить самое пристальное внимание на международную выставку SIMA (Salon Inmobiliario de Madrid), которая ежегодно проходит в столице Испании. ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ
SIMA — даже по российским меркам молода: в апреле 2006 года она состоялась всего в 8-й раз. Появилась SIMA как выставка сугубо "жилая" и потребительская, и ее девизом был девиз самого перспективного направления развития испанской экономики — "Второй дом у моря". В чем нет ничего удивительного: во многих регионах Испании (прежде всего, в провинциях, имеющих выход на Средиземное море) продажа недвижимости нерезидентам страны по доходности сопоставима с туристической отраслью, а в последнее время даже опережает ее.
Например, как рассказывал в прошлом номере ДН, согласно данным доклада "Индустрия гольфа в Испании", подготовленного Aymerich Golf Management, только с 1996 по 2003 год бизнес в сфере недвижимости в гольф-зонах вырос на 458%. В 1996 году компании по недвижимости, занимающиеся проектами, связанными с гольфом, с их оборотом в 150 миллионов евро уступали туристической отрасли, связанной с этим спортом (188,5 миллионов евро). Но уже к 2003 году ситуация кардинально изменилась: гольф-туризм принес только 675 миллионов евро, гольф-недвижимость — 837 миллионов евро.
Но вернемся к SIMA. После первых пяти лет работы и определенного успеха выставки в ее жизни начался новый период. Владелицей SIMA стала A Reed Exhibitions Company — компания, занимающая одну из первых позиций в мировой выставочной табели о рангах (в частности, для профессионалов название A Reed Exhibitions Company накрепко связано с созданием MIPIM и еще целого ряда крупнейших выставок по всему свету). И за 3 года SIMA превратилась в крупнейшую в Европе и одну из самых крупных в мире на сегодняшний день выставку по недвижимости. Достаточно сказать, что современная SIMA — это более 39 000 м2 нетто-застройки (использующееся российским выставочным бизнесом понятие брутто-застройки за рубежом не применяется). Для сравнения: MIPIM — 17 700 м2, Barcelona Meeting Point — 17 000 м2.
Другие последние данные появятся чуть позже, но уже известно, что показатели прошлого года (около 700 экспонентов и более 400 000 гостей и посетителей) SIMA-2006 перекрыла. Так что если изначально мадридская выставка конкурировала с другим крупным испанским форумом по недвижимости, который каждую осень проходит в Барселоне, то теперь столица Испании оставила столицу Каталонии далеко позади.
Приход A Reed Exhibitions Company, прежде всего, сказался на масштабе SIMA: вначале на ней было представлено по большей части real estate-сообщество самой Испании, теперь же более 70% экспозиции SIMA — это компании, предлагающие недвижимость едва ли не всех стран мира. И около 5% занимает новый, появившийся только в прошлом году раздел, связанный со строительно-отделочными материалами. Девиз выставки остался прежним — "Второй дом у моря", однако посетители могут познакомиться не только с испанскими предложениями, но и с объектами в других странах — от Чили до США, от Франции до Панамы.
Второй отличительной особенностью SIMA последних лет стало тематическое расширение экспозиции. Помимо жилой недвижимости, здесь в качестве экспонентов появились туристические комплексы, гостиницы, офисные центры и прочие коммерческие объекты. Другими словами, из сугубо потребительской выставка превратилась в потребительски-инвестиционную, то есть в удачно реализованную mezgla (по-русски это испанское слово означает смесь). Огромное число банков, предлагающих свои ипотечные и инвестиционные программы, ведущие мировые СМИ по недвижимости, профессиональные ассоциации строителей и риэлторов — все они также принимают участие в SIMA. Кстати, в этом году на выставку впервые приехали представители Ассоциации риэлторов Майями.
В официальной программе SIMA-2006 приняли участие представители Министерства жилья (Housing Ministry) и Министерства промышленности, туризма и торговли Испании, руководители мэрий Мадрида и более 40 испанских городов и регионов, а также Мехико, Варшавы, Буэнос-Айреса, Сантьяго.
Уже второй год подряд в Мадриде очень широко представлена Латинская Америка — похоже, в этом регионе не осталось ни одной страны, с чьим рынком недвижимости не могли бы познакомиться посетители SIMA. Для удобства гостей (и, прежде всего, участников параллельной деловой программы) организаторы выставки устраивают тематические дни — "День Латинской Америки", "День Европы" и т. д.
Третья характерная черта нынешней SIMA — изменение состава не только участников, но и гостей и посетителей. Сегодня здесь можно встретить и ведущих представителей мирового "недвижимого сообщества", и самых крупных международных инвесторов, и множество обычных покупателей со всего мира, а сами испанцы приходят на выставку всей семьей, даже с детьми. Что в немалой степени объясняется более чем демократичными для современной Европы ценами: входной билет на SIMA стоит всего 12 € (сравнение с выставкой MIPIM — не в пользу последней), а для специально приглашенных партнеров или "запланированных" покупателей стоимость билета снижается до 6 €.
Впрочем, дело не только в деньгах: атмосфера ненавязчивого, но радостного для всех праздника, длящегося 5 дней с 9 утра до 9 вечера, небольшие, но многочисленные сувениры и щедрые угощения, грамотно организованное пространство и потрясающая архитектурная и дизайнерская красота стендов — все это тоже немаловажные факторы, работающие на имидж SIMA. МОСКВА – МАДРИД — ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ
Взаимоотношения SIMA с представителями российского рынка недвижимости имеют краткую, но довольно бурную историю. В ноябре прошлого года в Конгрессе Национальной ассоциации риэлторов США в Сан-Франциско принимали участие и россияне, в том числе генеральный директор ООО "Русская выставочная компания "ЭКСПОДИЗАЙН" Татьяна Рубцова. Спонсором гала-ужина Конгресса выступала SIMA. В ходе последующей переписки выяснилось, что в Мадриде хорошо знают ДОМЭКСПО, поскольку ряд участников московской выставки принимают участие и в SIMA.
Следующим шагом стал приезд на ДОМЭКСПО в феврале 2006 года двух представителей SIMA — Москву посетили генеральный директор испанского отделения A Reed Exhibitions Company Daniel Martinez Echaveguren и руководитель департамента международных связей SIMA Santiago Herreros de Tejada. После проведенной ими презентации российские профессионалы смогли оценить и масштаб SIMA, и перспективы участия в ней. В результате, в апреле этого года на выставке в Мадриде появился стенд ДОМЭКСПО — первый российский стенд за всю историю SIMA. По признанию Татьяны Рубцовой, интерес к представителям России был просто огромным.
Российская недвижимость уже стала неотъемлемой частью мирового рынка недвижимости. Наши крупные компании имеют большой опыт участия в российских выставках, начинают проявлять себя на зарубежных форумах. SIMA с ее размахом и обширнейшей деловой программой — событие поистине мирового масштаба, и организаторы выставки считают, что без российских участников уже не может быть полноценного представления о глобальном мире real estate. В свою очередь, участие в подобном мероприятии наших компаний обогатит их новым опытом, деловыми контактами и технологиями бизнеса. Так что интерес тут, очевидно, взаимовыгоден. И на SIMA очень ждут российских участников и посетителей.
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | май-июнь 2006 | № 5 (15) | http://www.d-n.ru/
Андрей ГРИГОРЬЕВ |