По-хорватски это звучит так же, как и на русском. Описывая атмосферу своих курортов, граждане Хорватии очень любят повторять эту фразу.
Самая популярная в западном мире серия иллюстрированных путеводителей Lonely Planet ежегодно составляет рейтинг лучших направлений на ближайший сезон. Итоги этого хит-парада определяют самые авторитетные англоязычные авторы, пишущие о туризме и путешествиях. Так вот, в этом году Италию они поставили лишь на пятое место. Китай на второе. А первое большинством голосов отдали маленькой Хорватии.
Объявить 2005 год годом Хорватии лондонские издатели решили не вдруг. К титулу королевы туризма эта страна шла долгие полтора десятилетия, с тех пор, как начали "разводиться" республики бывшей Югославии. События тех лет уже давно стали достоянием истории, экономика вышла из кризиса, уровень жизни в сегодняшней Хорватии не сопоставим с российским. Но положительный имидж - штука сложная: западные обыватели пугливы, и образ рая в их сознании нарабатывается годами. Из независимой Хорватии должны были вернуться десятки тысяч восторженных туристов, чтобы ее курорты вновь объявили направлением №1.
По мнению профессиональных путешественников из Lonely Planet, стать Хорватии направлением года позволила следующая формула: природные красоты + историко-культурное наследие + здоровая кухня + транспортная досягаемость + финансовая доступность. Это на взгляд западного человека. Россияне - а их тут в прошлом году побывало почти 70 тыс. человек - добавили бы сюда прекрасный ровный климат (в иные годы удается искупаться даже в ноябре), а также отсутствие языкового барьера. Хорватский язык относится к группе южнославянских и нам интуитивно понятен. По сравнению со многими другими европейскими курортами Хорватия еще не переразвита: в некоторых местах можно проехать пять-десять километров по берегу и не встретить ни одного здания. При этом вся необходимая инфраструктура здесь есть: страна подходит и для VIP-туризма, и для искателей приключений.
Конечно, любые рейтинги - вещь условная. И волна туристического бума накрыла Хорватию не прошлым летом, а еще несколько лет назад. Показателем чего служат цены на землю. Сотка близ моря сейчас может стоить 15.000 - 30.000 €, а в уникальных и престижных местах - и до 50.000 €. Одним из таких мест является Опатия, некогда самый дорогой курорт Австро-Венгрии, за виллы в котором ценители готовы платить любые деньги. Представители среднего класса государств-членов ЕС (немцы, австрийцы, чехи, поляки) приезжают на личных автомобилях, так что обустройство кемпингов для них стало едва ли не самым перспективным бизнесом. Европейские католики любят проводить на Адриатике пасхальные каникулы, приезжают на Рождество и под Новый год. Итальянцы Хорватию особенно любят и считают "своей". Почти все приморские города стоят здесь со времен Римской империи и имеют параллельные итальянские названия. Летом многие приходят по воде - на частных лодках и яхтах, владеют здесь виллами, апартаментами, небольшими отелями.
Если многим бывшим соцстранам пришлось долгие годы доказывать приверженность рыночным принципам, прежде чем иностранцы стали вкладывать у них деньги в жилье, то Хорватии в этом смысле было легче. Частная собственность всегда оставалась для хорватов священной - даже во времена СФРЮ. В то время как весь соцлагерь строил коммунизм, на Адриатическом побережье Югославии жилье и земля оставались в частной собственности граждан, их продавали и покупали совершенно свободно. Приезжавшие на местные курорты "капиталисты" не чувствовали себя попавшими в стан врага, поскольку Югославия никогда не была отделена от Европы "железным занавесом" и оставалась наиболее свободной страной восточного блока. Все 70‑е и 80-е хорваты запросто ездили в Германию зарабатывать - на рейсовом автобусе Загреб-Мюнхен. Если хорошенько вспомнить, то из Советского Союза многие бежали на Запад именно через Югославию.
Хорваты в Европе очень востребованы в качестве строителей и, наверное, полмиллиона из 4,8-миллионного населения страны и сейчас что-то возводят за границей. Собственно на побережье страны строительство тоже идет активно. Хорваты издавна предпочитают возводить для себя дома т.н. "апартаментского" типа: чтобы второй этаж для себя, а в нижних квартирах размещать туристов. У приезжих же наибольшим спросом пользуются апартаменты. Они не требуют больших вложений и, как правило, удобно расположены. В доме обычно 3-4 этажа и не более полутора десятков квартир. Метр стоит в среднем 1.200 - 1.300 €. В случае с виллами цена иногда доходит и до 2.500 €/м2 - если дом стоит в каком-то особо выгодном месте. Владение жильем в Хорватии для личного бюджета необременительно. Ежегодного налога на недвижимость здесь нет и единственное, что нужно заплатить, это 5-процентный налог на передачу прав собственности в момент покупки.
С точки зрения инвестирования особенный интерес представляет хорватская земля. Местное законодательство не обязывает строить на ней что-то немедленно, и зонированный под строительство участок может ждать своего часа годами. А за это время вы вполне можете его перепродать. Цены в разных местах побережья за последний год поднялись на 15-30% и обещают расти дальше по мере сближения Хорватии c ЕС. Официальное принятие в Евросоюз намечено на 2007 год, и фактор этот учитывают и власти, и представители местного бизнеса. Например, стала популярна сельскохозяйственная земля: ее засаживают оливковыми рощами, а правительство еще и выделяет на это льготные кредиты - все держат в голове будущие ЕС-овские квоты на производство масла. Впрочем, сельхоз- и лесные угодья иностранцам проданы быть не могут. Для них инвестиционный интерес представляют просто неурбанизированные участки, застройка которых пока не разрешена, но может быть позволена в дальнейшем. Стоимость такой земли иной раз начинаться от 500 €/сотка и доходит до 15.000 €/сотка в случае с хорошим местоположением.
Приобретать недвижимость в Хорватии закон позволяет как иностранным физическим, так и юридическим лицам при условии визирования сделки в Министерстве иностранных дел и Министерстве юстиции. У обеих форм приобретения есть свои плюсы и минусы. Первый дешевле (все затраты составляют около 1.500 €), но чреват большими потерями времени. Бумаги могут ходить по инстанциям целый год, а то и два, и процесс этот никак нельзя ускорить: понятия "взятка должностному лицу" в стране не существует. Коммунальные платежи для физлиц здесь меньше, но зато нет никаких надежд получить ВНЖ. Открытие фирмы с иностранным капиталом часть этих проблем снимает, но стоит несколько дороже (более 5.000 € на регистрацию плюс ежегодные расходы). Однако, затраты эти полностью окупаются возможностью натурализоваться и свободно приезжать в страну в любое время. Директор фирмы и ее работники имеют право получить сначала вид на жительство, а через 5 лет и ПМЖ, плюс разрешается приглашать в страну гостей от лица компании.
Еще на фирму можно купить и зарегистрировать автомобиль, на что частные иностранные лица надеяться не могут. А сделать такую покупку очень приятно: таможенные пошлины на автомобили из Европы в Хорватии отменены, и немецкий автомобиль стоит здесь столько же, сколько в Германии. Машина с хорватскими номерами, удобное географическое положение и ПМЖ дадут вам свободу путешествовать по Италии, Австрии и Германии. Не так давно здесь был проложен новый автобан от границы до границы, так что за пару часов в Италию сейчас можно добраться из любой точки побережья.
Чтобы взять от пребывания в Хорватии по максимуму, здесь хорошо иметь еще и водное транспортное средство. Яхта или даже просто лодка повышает уровень отдыха на порядок. Тысячи больших и мелких островов, недоступные с суши уединенные бухточки, лучшие виды, прозрачность воды до 50 метров... Яхтенная инфраструктура в Хорватии исторически развита, а небольшое судно из вторых рук сопоставимо по стоимости с автомобилем. Некоторые европейцы поступают еще проще: привозят с собой надувную лодку, запасаются вином и - пожалуйста, - все побережье принадлежит им. Сама прибрежная линия здесь, кстати, не застраивается и не развивается. Хорваты стараются сохранить его в дикости и красоте. Что было построено при социализме, пускай стоит. Но новые отели не возводятся и никакой состоятельный немец (равно как и русский) построить себе виллу прямо у воды тут не может.
Со вступлением в ЕС все изменится, и многие запреты, наверняка, будут отменены.
Ольга КАЛАНТАРОВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | май - июнь 2005 | № (3-4) | http://www.d-n.ru/ |