Как вам понравились заголовки новостей вроде "Красный Кипр", "Президентом Кипра стал коммунист" и тому подобные? Российские СМИ, конечно, постарались преподнести сообщение о смене главы островного государства в самом броском виде. А и в самом деле, вдруг новый президент скажет: "Всё отобрать и поделить"? Ведь Кипр — это не только рай для владельцев недвижимости. Остров по праву славится весьма благоприятным инвестиционным и налоговым климатом.
Не успела страна прийти в себя после ввода в обращение евро, как в местной газете Cyprus Mail появилась заметка под названием "Чёрный список угрожает бизнесу между Россией и Кипром". Местные чиновники были встревожены: традиционно прекрасные деловые отношения между нашими странами могли пострадать из-за того, что Россия внесла Кипр в чёрный налоговый список.
Дело в том, что незадолго до этого Минфин РФ опубликовал приказ "Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций". Иначе говоря, перечень офшоров, регистрация в которых не позволит компаниям перечислять в Россию не облагаемые налогом дивиденды. При его составлении использовалось два критерия: непредоставление странами информации о финансовых операциях и применение ставки налога на прибыль минимум на треть ниже российской (24%). В "чёрный список" попал и Кипр.
Перечень из 41 офшора был составлен по причине ввода в силу с 1 января 2008 года поправок в Налоговый кодекс РФ, устанавливающих нулевую ставку налога на прибыль с дивидендов, получаемых компаниями от участия в капитале других организаций (то есть, от своих "дочек"). До этого времени доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций, облагались налогом на прибыль по ставке 9%, а полученные от иностранных компаний — по ставке 15%. При этом, в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с выплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в России.
Однако предоставление такой налоговой льготы сопровождается перечнем условий: холдинг должен владеть долей в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды, стоимостью минимум 500 млн руб. (более $20,5 млн), время владения акциями/долями ограничено, и, кроме того, эта компания не должна быть зарегистрирована в офшорной зоне (страны из "чёрного списка"). Очевидно, что вновь установленным освобождением от налога смогут воспользоваться только крупнейшие российские компании, создающие дочерние производственные предприятия в иных странах. Инвестировать $20,5 млн в уставной капитал торговых или оказывающих услуги подразделений необходимости нет. Однако флагманы российской промышленности вряд ли активно напрямую станут учреждать производственные компании в офшорных зонах, поскольку там нет ни сырьевых, ни энергетических, ни человеческих ресурсов, а есть лишь привлекательное инвестиционное законодательство.
" КИПР ОБМАНУЛ ОЖИДАНИЯ МИНФИНА? По информации Минфина, причиной появления Кипра в чёрном списке офшоров является "несоответствие ожиданиям в отношении обмена информацией о деятельности на территории Кипра российских бизнесменов". То есть Кипр фактически не выполнял условия соглашения об избежании двойного налогообложения, систематически игнорируя запросы российской стороны.
В ответ на это обвинение та же Cyprus Mail опубликовала комментарии председателя административного совета Кипрской организации по привлечению инвестиций, президента Кипрско-российской деловой ассоциации Фидиаса Пилидиса. В первую очередь он выразил своё удивление тем, что такие страны, как Голландия и Швейцария, конкурирующие с Кипром в области корпоративных услуг, в этом списке не значатся. По словам г-на Пилидиса, вот уже несколько месяцев кипрская сторона прилагает все усилия, чтобы страна была вычеркнута из списка.
В результате Министерством финансов Кипра разработан законопроект, позволяющий проводить проверки банковских счётов иностранных резидентов, подозреваемых в проведении незаконных операций. Законопроект получил одобрение правительства и теперь ожидает рассмотрения в парламенте Кипра. " НО ЕСТЬ ОДНО УСЛОВИЕПривлекательность Кипра в глазах российского бизнеса нисколько не снизилась, поскольку никаких помех использованию прежних схем налогового планирования с участием кипрских компаний и применению выгодного соглашения об избежании двойного налогообложения с этой страной приказ Минфина от 13 ноября 2007 №108н не создаёт. В основном, лишь сам факт попадания Кипра в "чёрный список" может оказать определённое негативное влияние, ведь большинство кипрских холдинговых компаний получают дивиденды из России, а не платят дивиденды российским компаниям. Более того, Кипр может быть исключён из перечня офшоров, утверждённого этим приказом. Для этого киприотам придётся выполнить одно небольшое, но важное условие: предоставлять информацию по запросам российской стороны. Минфин РФ уже подтвердил, что к концу 2007 года ситуация изменилась к лучшему, поэтому сейчас в этом ведомстве готовится документ об исключении из перечня "опасных офшоров" Республики Кипр. Появление Кипра в "чёрном списке" — это открытое подтверждение, что страна не обменивается с Россией налоговой информацией относительно бизнеса российских предпринимателей и их компаний на острове. Все мы надеемся, что и теперь киприоты поступят как обычно, грамотно и обдуманно, чтобы и "волки были сыты, и овцы целы". Ведь златокудрая Афродита очень благосклонно относится к бизнесменам и готова предоставить им билет в Европу всего за несколько процентов от прибыли. " КАК ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ БИЗНЕС Как известно, Кипр является притягательным местом для регистрации компаний предпринимателями всего мира, благодаря грамотному инвестиционному и налоговому законодательству, а главное, его соблюдению. Классической офшорной зоной, где налоги вообще не нужно платить, Кипр никогда не был. Так, с января 2003 г., налог на прибыль был увеличен с 4,25 до 10%, введён дополнительный, так называемый непредвиденный налог (5%) на доход, превышающий 1 млн кипрских фунтов (около $2,217 млн). При этом Кипр остаётся удобным для брокеров — прибыль от операций с ценными бумагами налогом здесь не облагается.
Что нужно, чтобы открыть компанию на Кипре? Иностранный владелец регистрирует кипрское предприятие, используя институт номинальных держателей акций. Управление происходит через номинальных директоров, которые действуют только по распоряжению иностранного бенефициарного владельца, чьё имя скрыто за "номиналами". Либо акционерами кипрской компании являются другие предприятия, созданные в иной стране, где также используются "номиналы".
Такое кипрское предприятие ведёт торговую или консультационную деятельность и платит налог на прибыль на Кипре по ставке 10% (в России ставка в 2,4 раза больше). Либо учреждает российские или иностранные предприятия и получает от них дивиденды с минимальным налогообложением в стране-источнике или даже с полным освобождением от налога. При этом на Кипре налог на прибыль, получаемую в виде дивидендов, также не уплачивается, а затем эта прибыль может быть переведена в любую юрисдикцию без налога у источника — таковы особенности местной налоговой системы.
Налоговые нововведения в России не затрагивают кипрскую схему, ведь дивиденды движутся не в Россию, а из неё. А для того чтобы кипрская компания не платила налогов на дивиденды, ей достаточно иметь всего 1% в капитале дочерней иностранной компании, время владения акциями никак не определено, минимальная сумма инвестиций не установлена.
" ДОВЕРЯЙТЕ ТРАСТАМ Если собственник компании не желает афишировать факт своего владения бизнесом, то он может управлять собственностью анонимно и конфиденциально с помощью дискреционного траста. Доход, полученный за границей, направляется доверенным лицам трастовой компании. Этими средствами они будут распоряжаться только в соответствии с инструкциями владельца. Обычно трасты используют для "разумного планирования и защиты имущества". Если собственность передана в траст, то налоговое бремя уже не коснётся бывшего владельца, так как он передал её иному лицу и не имеет на неё никаких прав, и не будет их иметь.
Создать траст так же легко, как и обычную компанию. Никаких определённых требований не существует. Информация о регистрации траста поступит только в Центральный банк Кипра и лишь в особом случае: если международный траст владеет акциями кипрской компании, ведущей международную деятельность.
Таким образом, пользование собственностью происходит анонимно, с практически безграничными полномочиями и без налоговых расходов — весьма привлекательная возможность, причём основанная не на нарушении, а на исполнении закона.
" СЛОВО ПРЕЗИДЕНТУ "У нас одна идеология — Кипр и его спасение. Мы объединим усилия для того, чтобы добиться воссоединения нашей родины", — сказал Димитрис Христофиас, выступая с речью после того, как избирательная комиссия объявила его победителем президентских выборов 24 февраля. Напомним, остров сейчас разделён на две части: Республику Кипр и Турецкую Республику Северного Кипра, не признанную никем, кроме Турции.
Несмотря на то что новый президент Кипра был генеральным секретарём Прогрессивной партии трудового народа (АКЭЛ), называть его коммунистом было бы не совсем верно. Конечно, АКЭЛ — преемница компартии Кипра. Но с тех пор, как Христофиас сменил на посту генсека — многолетнего лидера партии Эзекиаса Папаиоанну, — в позиционировании АКЭЛ многое изменилось. Сегодня — это, скорее, сильная левая партия, выдвигающая лозунги социального характера. Однако никакого коммунизма и даже социализма на Кипре не наступит: новый президент никогда не был в оппозиции, он многие годы возглавлял парламент и в стремлении устроить революцию в экономике замечен не был.
Сейчас же, после отделения Косово от Сербии, проблема целостности Кипра становится острой как никогда. Именно её придётся в первую очередь решать Димитрису Христофиасу. Теперь Северный Кипр под нажимом Турции, больше не питающей европейских иллюзий (после того как ей отказали во вступлении в ЕС), вероятнее всего, будет добиваться для себя косовского сценария.
Разделённым частям острова не даёт помириться квартирный вопрос. ТРСК активно рекламирует для продажи собственность, правда, неясно чью. Все сделки с недвижимостью, совершённые на севере острова, отменяют как незаконные, власти Республики Кипр. Если кому-то и удалось "приобрести" на северных территориях дом или квартиру, то эту недвижимость запросто могут конфисковать, когда объединение всё-таки произойдёт.
Марина НИКОЛАЙЧЕВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | март 2008 | № 3 (32) | http://www.d-n.ru/ |