Рынок загородной недвижимости Московской области стабильно развивается без потрясений и неожиданностей. В прошлом году с появлением таких мегапроектов, как Рублево-Архангельское, А 101, все заговорили о грядущих переменах. Но пока "возмутители спокойствия" находятся в бумажном варианте, серьезных изменений ждать не приходится. Поэтому Рублево-Успенское шоссе по-прежнему вне конкуренции (в первую очередь, по цене на землю и особняки); Новая Рига "дышит" Рублевке в затылок, к тому же по объему возводимых здесь квадратных метров ей равных нет; третье призовое место, как и несколько лет назад, делят Калужское и Дмитровское направления.
В настоящее время в Подмосковье в разной степени готовности продается примерно 180 коттеджных поселков и около 50 поселков с таунхаусами. Если суммировать, то получится более 9 000 объектов. "Число желающих приобрести загородный дом только растет, — говорит Илья Свиридов, управляющий проектом "Светлогорье". — А число проектов на подмосковном рынке позволяет каждому выбрать дом себе по душе. Другое дело — число обращений в каждый конкретный поселок существенно сократилось. Однако в целом по рынку процент совершенных сделок значительно вырос". С подобным утверждением согласны и аналитики компании ИНКОМ, которые также считают, что число желающих приобрести загородный особняк растет, и связано это прежде всего с перенаселением Москвы, желанием уйти от городской суеты и стремлением жить в экологически благоприятной локации. "В компании Villagio Estate, которая входит в ИНКОМ, мы наблюдаем повышенный интерес к нашим проектам, — утверждает исполнительный директор по продажам Алексей Коротких. — Увеличилось и число звонков, и динамика продаж — более чем на 70%. Этот результат относится как к уже реализуемым проектам, таким, как "Гринфилд", "Риверсайд", "Лазурный берег", так и к представленным на рынке совсем недавно, в частности, Millennium Park".
Самыми востребованными по-прежнему считаются дома для постоянного проживания в пределах до 30 км от МКАД. Однако все чаще потребности и желания не совпадают с возможностями: недвижимость в непосредственной близости от столицы с каждым месяцем становится все более "золотой", земель под застройку в этом радиусе все меньше. Понятно, что за 10 лет активного освоения лучшие наделы уже проданы и застроены, а цены на оставшиеся пустые территории растут день ото дня. Так что приоритеты потенциального покупателя вне зависимости от его желания изменились: востребованными становятся поселки бизнес-класса за 50 км от МКАД — так называемые "вторые дома" или дачи.
Основными игроками на дальних расстояниях становятся четыре направления: Новорижское, Симферопольское, Киевское и Ярославское. Девелоперы также называют районы Рузского и Иваньковского водохранилищ. Там много свободных земель, причем довольно привлекательных с эстетической точки зрения: оригинальные ландшафты, смешанные леса, заповедные озера, причудливо извивающиеся речки. Увы, но короткие Рублево-Успенское и Калужское шоссе оказались вне рынка. Не судьба... На Дмитровском направлении по-прежнему предпочитают застраивать земли вокруг горнолыжных склонов и у "большой воды", что опять же чуть ближе заявленного расстояния.
Освоение дальних территорий не единственная тенденция уходящего года. Аналитики компании "Парк Групп" называют еще и стремительное увеличение числа особняков в коттеджных поселках: все больше инвесторов предпочитают возводить поселения со всей необходимой инфраструктурой на 100 и более домов. Причем часть инфраструктуры должна быть открытой, дабы не становиться обременительной для будущих жильцов. Если же продажи идут более чем удачно, то в уже строящемся поселке меняют концепцию, называют заявленное ранее первой очередью и в зависимости от спроса и свободной земли возводят вторую, третью, четвертую. По такому пути идут практически все так называемые дальние дачные поселения. И все же камерные, эксклюзивные поселки с рынка окончательно еще не ушли. Они есть, возводятся в основном на Рублевке и стоят довольно дорого.
Наибольшая активность на загородном рынке в этом году наблюдалась в сегменте "$500 000". Именно такую цифру называют в большинстве риэлторских агентств. Однако активность и спрос на загородном рынке — понятия не всегда совпадающие. Более половины заявок, как констатируют в компании ИНКОМ, приходится на экономкласс, по цене не превышающий $300 000 за домовладение. Увы, но на предложения в данном сегменте существует большой дефицит. Для инвесторов в период такого спроса и роста цен на недвижимость возводить относительно дешевые дома становится нерентабельно, поэтому застройщики стремятся "подтянуть" свои проекты к наиболее выгодной для них цене, тем самым "вымыв" так называемый "эконом".
В то же время нынешний год обнажил проблемы, связанные не только с дешевым жильем, но и с элиткой. "В 2007 году рынок не обогатился новыми оригинальными идеями, — отмечает Дмитрий Шеховцов, руководитель Отдела маркетинга ООО"Лоджик-Риэлти". — Не то чтобы не хватает новых идей, а хромает их реализация. Если верить генплану того или иного поселка, то получается, что в Подмосковье не меньше сотни элитных проектов, но на деле таковых оказывается не больше десяти. Все остальное — "псевдоэлита". Застройщики не торопятся выполнять свои обещания по возведению обещанной инфраструктуры и благоустройству поселков. В результате неплохая идея превращается в набор "клонированных монолитно-кирпичных коробок". В целом складывается ощущение, что элитный сегмент загородного строительства превращается в поле боя, скорее, маркетологов, нежели архитекторов и строителей".
К сожалению, проблемы элитки начинаются уже с ее классификации. Изначально, когда рынок загородной недвижимости разделили на сегменты — "эконом", "бизнес-", "де люкс" (или "элит-"), — основным критерием была цена. Но если сегодня в экономклассе ценовая вилка — от $150 000 до $300 000, то в "де люксе" она значительно шире — от $1 500 000 до $100 000 000. Правда, здесь как "первичка", так и "вторичка". Тем не менее ориентироваться в этих цифрах покупателю становится все более проблематично. Но это не единственная проблема. "Понятие элитности постепенно искажается и нивелируется, — продолжает Дмитрий Шеховцов. — Нет четкой унифицированной классификации, в результате этим пользуются маркетологи, удачно манипулируя понятиями. Зачастую девелоперы играют на самолюбии покупателя, предлагая "элитный" дом в "элитном" поселке по цене $1 500 000 – 2 000 000. В результате такого положения дел Подмосковье будет застроено "элитным ширпотребом" по известным всем географическим направлениям".
С такими цифрами в дорогом сегменте довольно сложно говорить и о тенденции повышения цен, даже среднюю "температуру по больнице" вычислить практически нереально. Хотя если остановиться на "первичке" и только на тех поселках, которые появились на рынке в этом году, то ежеквартальное подорожание составило 7% — такими цифрами оперируют в компании ИНКОМ. Цена на недвижимость в поселке ""Светлогорье" выросла несколько больше, — подчеркивает Илья Свиридов, — и составила в среднем 35% в год. В поселке "Витро Кантри", который реализует компания "Парк Групп", за полгода с начала продаж цены выросли на 35%. А в жилом курорте "Витро Вилладж" цены увеличились с 1 400 евро до 1 700 евро за м2.
Ежегодно на загородном рынке Подмосковья появляется несколько десятков коттеджных поселков: одни остаются на бумаге, другие строятся, согласно установленному графику. А есть такие, которые (даже вне зависимости от скорости перехода из бумажной стадии в строительную) становятся предметом особого интереса застройщиков и потенциальных покупателей. Одним из грандиозных проектов, появившихся на рынке в этом году, стал поселок класса "де люкс" Millennium Park, расположенный на Новорижском шоссе. Его общая площадь — свыше 280 га, число домовладений — 672, стоимость коттеджа начинается с $1 500 000. Территория поселка разбита на 7 кварталов, кроме этого в Millennium Park создадут еще 5 тематических парков. На сегодняшний день уже продано 100 домов поселка, проложена большая часть пятикилометровых каналов, высажены первые деревья. "Столь пристальное внимание к проекту обусловлено несколькими факторами, — говорит Павел Трейвас, директор департамента реализации компании Villagio Estate. — Масштабная площадь отведена под общественные зоны — более 35%, впервые на территории коттеджного поселка проложены искусственные водные каналы общей протяженностью более 5 км и шириной 12 метров, создается эксклюзивный светодизайн. Также будут построены закрытые круглогодичные рестораны, бассейн, SPA-центр, кинотеатр, фитнес-клуб, теннисные корты".
Это не единственный новый проект Villagio Estate. Здесь же, на Новой Риге, начали возводить полнофункциональный инфраструктурный комплекс NovaRiga общей площадью 200 000 м2, в котором будет школа, детский сад, широкопрофильный медицинский центр, спортивно-оздоровительный комплекс, торгово-развлекательный центр и многое другое. Инвестиции в создание такого масштабного проекта превышают $500 000 000.
Менее масштабный, но не менее интересный проект возводят на Симферопольском шоссе — "Бобровый остров". Он, что называется, совсем из другой оперы, но привлекает внимание оригинальностью архитектурного решения. Застройщики расположили поселок на живописной территории, практически со всех сторон окруженный двумя речками (Скнигой и Татаркой) и связанный с внешним миром оригинальным перекидным мостом. Помимо рек, поселок по периметру окружает еще и смешанный лес с вековыми липами и дубами. "Бобровый остров" не так мал по площади. Застройщики собираются возвести на нем 137 деревянных домов, а также магазин, аптечный пункт, обустроенный пляж, детские и спортивные площадки.
Помимо интересных и масштабных проектов было заявлено немало обычных, среднестатистических, но таких, без которых не может быть динамичной застройки Подмосковья. Это и "Калинка" на Новорижском шоссе, и "Русские узоры" на Калужском, и "Ярославский" на Ярославском. В следующем году рынок загородной недвижимости продолжит активно развиваться, считает большинство аналитиков. Спрос и цены будут расти как в классе "эконом", так и в элитных сегментах. Помимо освоения дальних территорий продолжится укрупнение поселков и возведение рядом с ними необходимой инфраструктуры. И все больше и больше людей будут выбирать местом для постоянного проживания загородные дома. "Переоцененная московская недвижимость подталкивает инвесторов заявлять новые проекты, а потенциальных покупателей — отдавать предпочтение коттеджам, — уверен Илья Свиридов. — Хотя затишье до марта, до президентских выборов все же будет. Меняющаяся политическая ситуация всегда приводит к сокращению инвестиций".
Политика будет править балом и в сфере элитной недвижимости. "Крупный бизнес чувствует себя сейчас очень неуверенно, — считает Дмитрий Шеховцов. — Обстановку накаляют события последних месяцев: выборы, непонятная ситуация с операцией "Преемник". Обеспеченные люди опасаются сейчас вкладывать большие деньги в недвижимость. Риск неоправдан еще и потому, что, с точки зрения инвестиционной привлекательности такое вложение средств не так выгодно, как несколько лет назад. Так что реальных изменений на рынке элитного строительства ранее весны 2008 года ждать не стоит".
Светлана АНДРЕЕВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | декабрь 2007 январь 2008 | № 12/1 (30) | http://www.d-n.ru/ |