Скромная учительница-мурманчанка спит и видит, как выходит замуж за испанского мачо-миллионера... Классический постоялец 3-"звездных" турецких отелей, внезапно разбогатев, мечтает об отпуске на облюбованной европейской аристократией Мадейре, отели которой хранят аромат сигар Черчилля... Обитатель коммуналки на "Нагорной" фантазирует, какой евроремонт закатит в неожиданно унаследованных хоромах на Патриарших прудах... "Мечта", "сон", "фантазия" – ключевые в данном случае слова. В реальности и учительница, и турист, и коммунальщик, и миллионы людей вместе с ними наверняка постараются избежать отчаянно резкой перемены среды обитания – социальной, экономической, ментальной, любой. Все давно поняли: действительного улучшения качества жизни спокойнее (да и правильнее, видимо) добиваться по американскому правилу step by step – шаг за шагом. Вероятность кардинальных разворотов на 180 градусов в жизни "обычных" людей редка. Зато все большее и большее число горожан выходят на новый жизненный виток, приобретая жилье принципиально иного, чем прежнее, более высокого качества. А это уже серьезно. Тут правило step by step зачастую работает на все сто: подавляющее большинство потенциальных покупателей столичных новостроек (как гласит статистика, до 70%) предпочитает приобретать новую квартиру, во-первых, именно на "шаг", а не на "прыжок" отличающуюся от старой, а во-вторых, в доме, в идеале расположенном чуть ли не в "шаговой" доступности от своего предыдущего. Так что инвесторы, девелоперы и застройщики, четко уловившие и проанализировавшие эту тенденцию, внимательно изучают покупательскую среду не района даже, а отдельно взятого микрорайона города, штудируют статистику продаж конкурентов, опрашивают жильцов уже заселенных новостроек, фиксируя их предпочтения и придирчиво выявляя допущенные предшественниками просчеты. Благодаря этому вырисовывается довольно четкий портрет потенциального покупателя. Остается создать и воплотить в жизнь проект, каждая составляющая которого будет по максимуму отвечать его, покупателя, запросам. Иллюстрацией ко всему вышесказанному могут служить три московских объекта: жилой комплекс "Разумовский" на Верхней Масловке, жилой комплекс "Алексеевский" на Маломосковской улице и "Дом на Новокузьминской", возводящийся на 1-й Новокузьминской улице. Данный выбор неслучаен. Во-первых, все три проекта находятся в одних руках – ОАО "Пересвет-Девелопмент" (входящего в ГК "Пересвет Групп"), – что позволяет при сравнении избежать скидок на разницу корпоративных идеологий. Во-вторых, все они крепкие представители столичного бизнес-класса и к тому же находятся примерно в одинаковой степени готовности, что в контексте данного материала, может, и не столь важно, но для "чистоты эксперимента" идеально. И в-третьих, они вписаны в принципиально разную социально-экономическую и архитектурную среду, что крайне удобно для понимания, удалось ли в данном случае в равной степени соблюсти финансовые интересы компании и требования будущих жильцов. Конечно, определение "дом бизнес-класса", относящееся к этим проектам, подразумевает наличие в них если не одинаковых, то очень схожих черт, эдакого столичного "джентльменского набора", без которого сегодня не обойтись ни одному застройщику. Рекламные проспекты всех трех новостроек оправданно делают акцент на транспортную доступность и проходящие по соседству крупные городские магистрали, наличие в непосредственной близости лесопарковых зон (в первом случае – это Петровский парк, во втором – Лосиный остров и парк "Сокольники", в третьем – Кузьминский лесопарк и парк "Кусково"), озеленение и благоустройство придомовой территории, развитую инфраструктуру микрорайонов, непременное присутствие на нижних этажах самих новых домов предприятий торговли и сервиса и т. д. Однако интереснее и существеннее поговорить о различиях, обозначенных еще на стадии проектирования. "Разумовский" расположен в тихом уголке исторической Москвы. Де-юре этот "уголок" входит в состав района "Аэропорт" Северного АО, который во всех отчетах характеризуется как "место сосредоточения строительства комплексов бизнес-класса". Однако де-факто "уголок" возник на эпоху раньше самого района, и потому имеет совершенно особую историческую ауру. Свою репутацию район, еще в советские времена притягивавший и научную, и творческую, и партийную интеллигенцию, сохранил и по сей день; старушки, выходящие в магазин в фамильных драгоценностях и запросто способные перевести надписи на этикетках с английского, немецкого или французского, еще встречаются на местных улицах. И не важно даже, какой в реальности процент интеллигенции проживает сегодня на Верхней Масловке, Прудовой аллее или в Мирском переулке, хотя о столичной аристократии как таковой говорить трудно, дух ее если где и сохранился, то как раз здесь. Можно ли назвать ЖК "Разумовский" аристократичным – каждый решит сам для себя, но, по крайней мере, он нестандартен. Возможно, авторы проекта испытывали обострившееся чувство тоски по морю, возможно, оригинальничали, понимая, в какую жесткую конкурентную борьбу за клиентов им предстоит вступить, а возможно, все проще: сама территория участка с понижающимся рельефом подсказала решение, но ассоциация с волнующейся морской гладью при взгляде на комплекс возникает не только у архитекторов. Естественно, местоположение (в смысле, его престижность) продиктовало соответствующие площади квартир, обусловило наличие 2-уровневых пентхаусов и оригинальной зоны отдыха с цветниками. Все вместе должно дать сочетание уюта и респектабельности – как раз по Сеньке (то есть по району) шапка. Несколько иное дело – ЖК "Алексеевский", стоящий по соседству с проспектом Мира. Одна из главных транспортных артерий города, место особой деловой и торговой активности, основательная сталинская архитектура, жизнь, ключом бьющая во все стороны, и люди, привыкшие сразу оказываться в центре городских событий, – это современный облик района. Двухбашенный "Алексеевский" постарались сделать соответствующим – мощным, стройным, без вычурностей, с необходимой долей деловитости. Если поверить статистике и допустить, что для подавляющего большинства его обитателей понятие "качественное жилье" будет не в новинку, становится понятно, почему упор в продвижении проекта сделан даже не на метраж квартир или новомодное "пропорциональное остекление", а на конкретное местоположение – и шумный центр, и тихий парк все рядом. "Дом на Новокузьминской", находящийся на юго-востоке Москвы – вообще особая история. Как-то в одном разговоре прозвучало: "Все напасти в Москву традиционно приходили с Запада. Поэтому власти все, что могло помочь спастись от напастей, – заводы и фабрики, а потом и промышленные НИИ и КБ – традиционно строили на Востоке". Бог с ними, с традициями, но юго-восток действительно "рабочий", остающийся таковым даже сейчас, когда социальный состав районов имеет тенденцию к размыванию. О чем думает подавляющее большинство жителей юго-востока, не стремящееся, даже несмотря на отчаянное экологическое состояние округа, покинуть "ареал обитания"? О самых простых, но таких жизненно необходимых вещах, о том, чтобы сменить когда-то казавшуюся подарком "хрущевку" или малосимпатичную "панельку" на "приличное жилье" лучшего качества и большей площади, чтобы магазины были рядом, до метро, школы и детского садика недалеко, чтобы не ломался без конца лифт и не прорывало раз в неделю трубы, чтобы машина стояла на нормальной стоянке, а папа-инвалид наконец-то мог (спасибо пандусу!) без посторонней помощи заехать в подъезд... "Дом на Новокузьминской" предлагает именно такой набор, с лихвой окупающий скромность метражей квартир (1-комнатная – всего 47 м2). Что касается архитектурного решения, то аналогичные (не подобные, конечно, но хотя бы визуально похожие) дома с легкостью можно найти "на Востоке, по которому гуляют ветры Запада", в Сингапуре или Китае, к примеру. Любопытно, что и "Алексеевский", и "Дом на Новокузьминской", и даже "Разумовский" (хотя и в меньшей степени) строятся как очевидные архитектурные доминанты своих микрорайонов – внятная визуализация ожиданий клиентов была в данном случае особо важна. Человеку трудно представить себе переезд из убогой пятиэтажки или пусть и кирпичного, но обветшалого строения в виллу на берегу Женевского озера или 5-комнатную квартиру на Тверской. Зато задача попадания в соседний дом бизнес-класса логична и понятна, она – оправданное звено в цепочке событий под общим названием "Улучшение качества жизни". При этом не стоит забывать – без потери привычных ориентиров. По утрам по-прежнему можно покупать ватрушки в любимой булочной, обсуждать со столетними знакомыми перипетии ведения бизнеса в России, ругать все ту же непонятливую учительницу в школе... Но – step by step – на качественно ином уровне.
Ирина КАЛЕДИНА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | ОКТЯБРЬ 2007 | № 9 (28) | http://www.d-n.ru/ |