В России началась глобальная стройка века, связанная с превращением города-курорта Сочи в столицу Олимпийских игр 2014. Город обзаведется не только необходимыми спортивными объектами, которых будет 15, но и гостиницами, торгово-развлекательными центрами, жилыми домами. От старого Сочи останутся лишь здания, не портящие его внешний облик. Все остальное будет либо реконструировано, либо снесено во имя современной архитектуры.
"Олимпиада — это мощнейший катализатор, — отмечает генеральный директор оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко. — И это не просто слова. Мы действительно совершаем прыжок в будущее. По сравнению с нынешним, мы ускоряем развитие региона, а вместе с ним и развитие страны, в 5 – 6 раз. Эту возможность нужно использовать во имя интересов будущих поколений. Но в то же время могут возникнуть и проблемы прежде всего с местными жителями. С теми, чьи дома оказались на территории будущих олимпийских объектов. И в этом случае с каждым из них мы будем говорить индивидуально: либо предложим альтернативное жилье, которое, кстати, уже начали возводить в городе, либо найдем какие-то иные пути. Нужно с пониманием относиться к тому, что стихийные и малопривлекательные застройки прошлого века придется сносить и заменять современными. Нам предстоит серьезная и глобальная стройка". Грандиозные преобразования ждут в первую очередь Имеретинскую долину. Здесь построят (огромный по масштабам) комплекс — Олимпийский парк, в состав которого входят Большая и Малая ледовые арены для хоккея с шайбой на 12 000 и 7 000 мест, ледовый Дворец спорта на 12 000 мест, крытый Конькобежный центр на 8 000 мест, здание Центральной Арены на 40 000 мест, ледовую арену для керлинга на 3 000 мест, медико-реабилитационный центр, Олимпийскую деревню с гостиницами на 3 000 мест. Это так называемый прибрежный кластер, поскольку находиться он будет непосредственно на побережье Черного моря. Горный же кластер возведут на Красной Поляне, в 40 мин. езды от центра Сочи. Здесь будет первоклассный горнолыжный курорт, предусматривающий биатлонный и лыжный комплексы на 20 000 и 16 000 мест, санно-бобслейная трасса на 11 000 мест, горная Олимпийская деревня на 2 000 мест, трамплины, сноуборд-парк и фристайл центр. Олимпийским проектам в первую очередь потребуется немало электроэнергии, поэтому параллельно со стадионами и гостиницами возведут новые мощности, которые позволят в три раза увеличить объемы потребляемой энергии. Помимо всего перечисленного большие изменения произойдут и в сочинском морском порту. Точнее, наряду с реконструкцией старого, построят еще один, в устье реки Мзымта, который поначалу будет грузовым. И он во время олимпийского строительства сможет принять порядка 6 млн тонн грузов, большая часть которых — строительные материалы. Далее, во время игр, его основной функцией станет прием круизных судов с пассажирами, участниками и гостями спортивных состязаний, а уже после это будет марина. Не менее масштабно идет и реконструкция аэропорта. Несмотря на то что с недавних пор он стал международным, еще предстоят значительные работы по доведению его до "аэропорта мирового класса". Сейчас там начато строительство нового здания аэровокзала, а параллельно и нового грузового терминала, поскольку значительный объем грузовых поставок пойдет в город по воздуху. Когда же строительство нового здания завершится, старое будет реконструировано. Одна из серьезных проблем Сочи — отсутствие местных строительных материалов: ни в городе, ни рядом с ним нет предприятий, производящих их. И все по одной простой причине — нет карьеров. А это значит, что цена любой стройки значительно возрастает. Чтобы сократить расходы, рядом с Сочи построят несколько соответствующих предприятий. Одно из них — цементный завод в Туапсе производственной мощностью 1 700 тонн. Вся ответственность за строительство в Сочи легла на Государственную корпорацию "Олимпстрой", которую возглавил Семен Вайншток, бывший директор "Транснефти". Это она стала госзаказчиком на все работы по проектированию, возведению и реконструкции спортивных и инфраструктурных олимпийских объектов, а затем она же займется их эксплуатацией. "Олимпстрой" приступит к работе с 1 января 2008 г. и в первую очередь начнет отбирать застройщиков и оценщиков. Спортивные сооружения и инфраструктуру будет строить государство, а отели — частные инвесторы. Для развития Сочи как горноклиматического курорта создана Федеральная целевая программа (ФЦП), согласно которой общий объем государственных и частных инвестиций в развитие города до 2014 г. составит как минимум $12 млрд. Если говорить в процентном отношении, то 59% средств поступит из федерального бюджета, 3% — из бюджетов Краснодарского края и администрации Сочи, 38% — из внебюджетных источников. Дополнительно к госсредствам частные инвесторы предлагают вложить свыше 60 млрд руб. в развитие транспортных и энергетических инфраструктур, что позволит Красной Поляне принимать до 1 млн туристов. Более трети всех заявленных средств пойдет на строительство 200 км автомобильных и железных дорог, которые обеспечат доступ ко всем олимпийским объектам. В частности, город постарается избавиться от пробок, построив 10 новых развязок и улицу-дублер Курортного проспекта. Но самым сложным и амбициозным проектом является строительство железнодорожной ветки длиной более 40 км, которая соединит Красную Поляну с Имеретинской долиной. Помимо этого также возведут платную автодорогу "Краснодар — Абинск — Кабардинка". Выходящим за рамки олимпийской программы, но уже наделавшим много шума, стал проект возведения искусственного насыпного острова на Черном море в сотнях метров от берега, напротив Малого Ахуна. Новый остров уже получил название — "Федерация", поскольку по своим очертаниям повторит контуры России. Здесь на площади 250 га построят около 700 000 м2 жилой и коммерческой недвижимости, соорудят искусственные пляжи, порт. По расчетам, там будет жить около 30 000 человек. Причем в отличие от реальной России, основная часть населения "Федерации" сконцентрируется на востоке, в так называемых районах "Сибирь" и "Приморье". Участием в реализации этого проекта заинтересовались многие компании, среди которых немало и иностранных. Так, сотрудники крупных японских корпораций "Кадзима" и "Тайсэй" уже приезжали в Сочи, чтобы лично осмотреть место сооружения острова. Дело в том, что у японцев уже есть опыт в строительстве таких сооружений, особенно в зонах повышенной сейсмичности, к тому же они обладают самыми современными технологиями. И, как говорят авторы проекта с российской стороны, пожалуй, только с помощью этих специалистов можно в сжатые сроки (до 2012 г.) насыпать остров и возвести на нем все необходимое. Интересы японского бизнеса распространяются не только на "Федерацию". Японские компании намерены принять участие в сооружении скоростной железной дороги Москва — Сочи и в модернизации уже существующих железных дорог в районе будущей Олимпиады. Также за рамками олимпийской программы находится и проект "Имеретинская Ривьера", расположенный рядом с олимпийскими объектами. В рамках проекта возведут гостиницы, из окон которых будет видно море, причем разной категории — от 3 до 5 "звезд", развлекательные центры, аквапарк. Главной "фишкой" Ривьеры станет реконструированный уникальный природный парк южных культур со 100-летней историей. Несмотря на то что стартовая сумма частных инвестиций в сочинскую Олимпиаду уже названа, лишь одна компания открыто озвучила свои намерения. Сотрудники "Базового Элемента" не скрывают, что намерены потратить на российские игры $5 – 7 млрд. "Более того, — говорит глава управляющей дирекции "Проект Сочи-2014" компании "Базовый Элемент" Юрий Рельян, — мы рассматриваем расширение количества объектов, строительство которых будет осуществлено нашими силами, в том числе и в горном кластере, в котором мы пока не представлены, но уже готовы инвестировать в ряд объектов".
Светлана АНДРЕЕВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | НОЯБРЬ 2007 | № 10 (29) | http://www.d-n.ru/ |