Стоит только задуматься о переезде на Кипр, и одна мысль сразу тянет за хвостик другую. Так, дом купим (где?), детей надо в школу пристроить (в какую?), а каким бизнесом заняться? Стоит ли купить уже готовое предприятие или открывать что-то новое, свое, уникальное? И что же это может быть… Ага, Кипр — страна туристическая, значит… ресторан?!
Спокупкой готового ресторана (кафе, бары, точки быстрого питания и т. д.) все ясно. Ну а что делать, если вы хотите начать все с нуля и открыть, например, пельменную "Ностальгия"?
Самый важный параметр, который рассматривается в первую очередь, — это местоположение вашего будущего заведения. Если только вы не уверены на все 100 процентов в том, что предложите столь уникальный бизнес, что люди сами будут вас разыскивать, главным требованием становится хорошая видимость ресторана для проходящих по улице людей.
Удостоверьтесь, что вокруг здания есть открытые площади (двор, частный тротуар, веранда и т. д.). Современные веяния таковы, что даже холодной ветреной зимой посетители, в особенности молодое поколение, часто предпочитают сидеть на открытом воздухе под газовым обогревателем, где они "могут видеть все и все их замечают". Не забудьте, что речь идет не о российских, а о кипрских зимах.
Ваши следующие после выбора здания действия — поход в Кипрскую организацию по туризму (КОТ), где вам расскажут о том, какие требования вам необходимо выполнить. Эти требования варьируются в зависимости от природы вашего бизнеса (ресторан, бар, ночной клуб, дискотека и т. д.) и количества клиентов, на которое он рассчитан.
Вы узнаете, нужны ли вашему ресторану отдельные туалеты для мужчин и женщин или достаточно совместного; сколько душевых комнат и туалетов обустроить для персонала; какие склады и холодильные камеры вам потребуются; нужно ли устанавливать двойные двери и т. д. Если принять во внимание все требования КОТ, то есть риск позднее обнаружить, что места для столиков уже не осталось. Так что проведение этого первого исследования станет критическим и решающим перед покупкой или арендой помещения.
На третьем этапе вы должны подать заявление в муниципалитет на получение разрешения на градостроительство (town planning permit), приложив к нему архитекторский план помещения. И еще неизвестно, что ответят муниципальные власти. Даже если местная зона градостроительства разрешает открытие подобного рода бизнеса, тем не менее департамент планирования имеет право отказать вам по многим причинам, включая большое скопление в одном месте однородных заведений, позицию соседей (если они возражают) и т. д.
Как только вы получили разрешение на градостроительство, сразу несете его, а также подробные планы будущего заведения в отдел выдачи лицензий КОТ. Одна из наибольших проблем — это наличие парковки. Парковочных мест всегда недостаточно. Для стоянки вы должны выделить 15 – 20 м2 для каждого автомобиля (персонала и клиентов) и приплюсовать еще открытую часть ресторана (веранду для клиентов).
Трудоемкость процесса и возможные риски
Чтобы не отказаться от мысли открыть свой ресторан к тому моменту, когда вы справитесь со всеми требованиями, попробуйте учесть следующие пожелания: • легче приобрести уже существующий бизнес. Если вы берете ресторан в аренду, то не забудьте, что в дополнение к вашему соглашению с арендодателем, если он не является владельцем, вы должны одновременно подписать соглашение с владельцем помещения, то есть с тем, кто имеет право изменить условия аренды, включая арендную плату; • пригласите опытного архитектора. Он будет вести вас по этой длинной извилистой дороге открытия нового ресторана, которая может занять что-нибудь от 6 месяцев до года. По крайней мере, если архитектор знает свою работу, он выяснит все вышеупомянутые требования заранее; • ваши хлопоты не закончатся с получением разрешений от муниципального департамента городского планирования и Кипрской организации по туризму. Далее вы должны будете "пробить" строительную лицензию, которая выдается мэрией города или деревни. Эта организация уже не имеет власти возразить против строительства или даже изменить какое-либо из его условий, зато она может причинить вам неудобства, особенно если в дело вовлечены местные капиталовложения и интересы; • удостоверьтесь в получении лицензии на продажу алкогольных напитков, а также в том, что вам разрешено работать именно в те часы, которые предписаны для заведения именно этого рода; что алкоголь не будет продаваться посетителям младше 18 лет (хотя такого строгого предписания и нет, это правило все более жестко проверяется контролирующими организациями).
Бизнес – жестокий, зато доходность – 17%
Главное, помните, что это жестокий бизнес, предполагающий долгий рабочий день и множество головных болей. Как говорят специалисты, возраст владельца ресторана (работающего там же!) не должен превышать 55 лет. Это — беспощадная игра, потому что несмотря на ваше высокое качество обслуживания, всегда есть риск обнаружить, что во вновь открывшемся ресторане клиентов обслуживают еще лучше.
Вот что говорит о своем деле Михаил Эбонаидзе, совладелец ресторана "Арго" в Лимассоле:
— Первое, о чем нельзя забывать гражданам стран, не являющихся членом ЕС, это о необходимости найти партнера-киприота. В общем-то, это условие является не необходимым, но крайне желательным. В противном случае, то есть если вы хотите стать единоличным собственником, вам придется внести очень "кругленькую" сумму в уставной капитал.
В процессе открытия ресторана побегать вам придется — это уж точно. Например, для получения лицензии на продажу алкоголя нужно сначала подать заявление в мэрию, оттуда вас направят в полицию, с "полицейским" одобрением вы отправляетесь обратно в мэрию… Всего существует пять основных лицензий, которые выдаются мэрией, муниципалитетом и КОТ. В каждую из основных входит по 2 – 3 узко определенных, например, лицензия на музыку, на паркинг, на продажу табака и т. д. Привести примерную стоимость лицензий невозможно, потому что требования (и, соответственно, цена) каждой из них зависят в первую очередь от типа заведения. Все лицензии выдаются сроком на год, затем их надо обновлять.
Ну а какая самая большая трудность в нашем деле? Это привлечение клиентов. Нужна выдумка, хорошие повара и… "изюминка" заведения.
Инвестируем?
Агентство Estate Tour Consult опубликовало рейтинг государств, создавших наиболее благоприятные условия для приобретения частного бизнеса. Лучшей страной с точки зрения приобретения бизнеса назван Кипр. По оценкам Estate Tour, доходность инвестиций в гостиницу на острове составляет в среднем 25% в год. Ресторан на Кипре можно купить по цене от $250 000, доходность инвестиций – 17% годовых. Минимальная стоимость кондитерской – $60 000, доходность – 18% в год.
Специалисты оценили перспективы покупки отеля, ресторана и кондитерской, исходя из стоимости этих бизнесов, их средней доходности, налоговых ставок, цен на недвижимость и коммунальных тарифов.
ПОКУПАЕМ?
ЧТО СЕЙЧАС ВЫСТАВЛЕНО на продажу по данным сайта http://www.businessesforsale.com
ПАФОС |
отель |
$480 000
|
отель |
$160 000
|
таверна |
$250 000
|
бар |
$270 000
|
НИКОСИЯ |
бар |
$1 600 000
|
ЛИМАССОЛ |
кафе-закусочная |
$350 000
|
АЙЯ-НАПА
|
бар-ресторан
|
$390 000
|
ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА ДЛЯ БИЗНЕСМЕНОВ
Центробанк Кипра www.centralbank.gov.cy Кипрская Торгово-промышленная палата www.cci.org.cy Федерация промышленников и работодателей www.oeb-eif.org Кипрская организация по туризму, российское представительство: Москва, 121069, ул. Поварская, 9, стр. 2, тел. (495) 744 2953/54, факс (495) 744 2955, e-mail: [email protected]
Марина НИКОЛАЙЧЕВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | СЕНТЯБРЬ 2007 | № 8 (27) | http://www.d-n.ru/ |