– Ну, что нового в мире, а то я вчера до телевизора не добралась? – Как что?! Стартовал Melburn Cap! – И что? Это главная новость? – А что может быть важнее?
Это не придуманный, а совершенно реальный диалог, состоявшийся пару лет назад в Сиднее между его жителями и наивной ино- странкой, до тех пор не представлявшей, насколько важен для Австралии этот кубок, намертво приковывающий общественное внимание и по значимости не уступающий, пожалуй, даже Королевским скачкам — едва ли не главному летнему событию Велико- британии. В России скачки и бега не имеют такого веса, однако интерес к "лошадиной теме" — и в виде посещения соревнований, и в виде строительства новых ипподромов, и в виде приобретения частными владельцами лошадей — растет впечатляющими тем- пами. Результатом становится, в частности, появление все новых и новых конюшен в составе подмосковных коттеджных поселков или в непосредственной близости от них.
Конечно, обольщаться не стоит. В списке "топовых" инфраструктурных объектов конюшни пока не значатся. Жители коттеджных поселков прежде всего настаивают на строительстве всего необходимого (школа, детский сад, магазин, химчистка и т.д.), а уж потом задумываются о спортивных развлечениях, отдавая предпочтение спортивным центрам с бассейнами, теннисным кортом, футбольным и волейбольным полям, даже яхт-клубам, о конюшнях порой не вспоминая вовсе. Тем не менее даже беглое знакомство с имеющимися на загородном рынке предложениями позволяет понять: конюшни начинают играть все более заметную роль в деле привлечения внимания к поселку потенциальных покупателей. "Киселево" и "Финская деревня-2", расположенные в 39 км по Новорижскому шоссе, "Греческий", стоящий в 11 км от МКАД по Ярославскому шоссе, "Юлия", находящаяся в 11 км от столицы по Пятницкому шоссе, "Петровские дали", что в 46 км от Москвы по Дмитровскому шоссе, комплекс NovaRiga и "Агаларов-истейт", растущие на той же Новой Риге — лишь малая часть подмосковных "примеров с конюшнями". При желании аналоги можно найти и в других областях России, достаточно вспомнить поселок "Царское село" вблизи Екатеринбурга или поселок "Зеленый остров" в Нижегородской области.
Безусловно, интерес к строительству конюшен стремительно возрос параллельно с интересом к приобретению масштабных земельных участков (гектар и более). На рынок вышли покупатели, которые в состоянии не только купить, но и содержать собственную усадьбу, ранчо, поместье etc. И модная в их среде тема воссоздания исконно русского уклада жизни с его незыблемостью и преемственностью традиций, со строительством дома как родового гнезда не для одного поколения семьи, нашла свое отражение в организации на громадных приусадебных участках скотных и птичьих дворов, звероферм и конечно же, конюшен, бывших когда-то неотъемлемым атрибутом, красой и гордостью русских поместий.
В принципе подавляющее большинство подмосковных конюшен не имеют ровным счетом никакого отношения к спорту. В некоторых из них можно разве что взять прогулочную лошадку напрокат, рублей за 300 в час, в других — арендовать вместе с лошадью и тренера-инструктора для себя или для ребенка, а третьи, помимо всего прочего, готовы брать на временный или постоянный постой лошадей частных владельцев. Удачным примером в данном случае могут служить конюшни, входящие в состав загородного комплекса "Московское море", стоящего в 97 км от Москвы по Ленинградскому шоссе, на побережье Иваньковского водохранилища, в районе заповедной зоны "Завидово". Собственно, здесь организован целый Клуб любителей верховой езды, частью которого являются всесезонные конюшни, рассчитанные примерно на 20 лошадей, манеж и занимающее второй этаж одного из зданий конюшен сам клуб, в котором можно в приятной обстановке обсудить насущные проблемы — "лошадиные" и не только. Присмотр за животными опытных тренеров и специалистов, конные прогулки и туры выходного дня, детская школа верховой езды на пони — это тоже часть работы Клуба.
ПО ПОЛГЕКТАРА НА ЛОШАДЬ
Конюшни "Московского моря" построены с учетом всех необходимых требований, которых немало. о них ДН рассказал Александр ЕВДОКИМОВ, тренер сборной России по конному троеборью, один из руководителей конноспортивного клуба "Альфарес".
Много ли конюшен построено сегодня в Подмосковье?
— Да, достаточно много. Я думаю, сотня уже есть. О некоторых местах даже я слышу впервые, что там построены конюшни.
В основном эти конюшни находятся в составе коттеджных поселков или являются частью внешней инфраструктуры?
— В Москве и Московской области сложившаяся практика такая: где-то процентов 20 — специализированные базы вроде таких, как "Новый век", "Отрада", комплекс "Измайлово". Это конноспортивные комплексы, которые совмещают спорт (в том числе детский и юношеский) и развлечение. А большая часть конюшен и конных баз построены исключительно для развлечения. Они имеют в своем распоряжении собственных лошадей, а также предоставляют частным владельцам возможность поставить туда своих.
Несколько ваших рекомендаций по строительству конюшен: везде ли их можно строить? Из каких материалов? Какие нормы и правила надо соблюдать?
— Как и в любом строительстве, при возведении конюшен существуют определенные правила, в частности, связанные с их ме- стоположением по отношению к водоемам и размерами прилегающих к конюшне площадей: обычно мы считаем — где-то около полгектара на лошадь. Но я бы хотел сразу предостеречь: многие владельцы лошадей сегодня увлекаются разведением лошадей — очень их захватывает эта тема. Поверьте, это крайне серьезное дело, и пусть им лучше занимаются специализированные конные заводы.
Для того чтобы грамотно содержать лошадь, нужно прежде всего предусмотреть в конюшне большой объем воздуха. Легкие у лошади достаточно большие, ей просто необходим чистый воздух. В качестве одного из неудачных примеров в данном случае могу привести столичную базу ЦСКА на ул. Дыбенко — конюшни там низкие, построенные по нормативам давних времен из железобетона, и потому для лошадей не слишком комфортные. А ведь нехватка воздуха чревата для лошади тяжелыми болезнями легких.
Кроме того, конюшни, как собственно и поселки, можно разделить на летние и зимние (читай, круглогодичные). Зимние конюшни, как правило, строятся там, где есть спортивные манежи и можно продолжать занятия и зимой. А летние — они недороги в возведении, но представляют собой исключительно сезонный вариант: человек может позволить себе выехать вместе с лошадью — отдыхать, развлекаться, давая и себе, и ей физическую и психологическую нагрузку.
Что касается строительных материалов, то оптимальный вариант — дерево. Особенно если учесть, что, как правило, большого отопления конюшне не требуется. Лошадь сама выделяет много тепла, и если конюшни физически утеплены (то есть, в них нет ни щелей, ни дырок), животное обогревает само себя. Но если по каким-то причинам люди не хотят строить из дерева, то можно использовать кирпич. Другими словами, желательно уйти от железобетона.
А существует ли какой-то минимум? На сколько лошадей можно и нужно строить конюшню?
— Сегодня работают специализированные проектные фирмы (в нашем конном мире они достаточно активно себя рекламируют), которые готовы воплотить в жизнь любые варианты конюшен: на одну, на две лошади, на пять… Но самой лошади комфортнее не в одиночестве, а в компании. Лошадь, может, и не столь активно идет на контакт с человеком, как, скажем, собака, но она так же скучает, тоскует в одиночестве, поэтому, когда есть вариант общения, это для нее лучше.
Как обычно решаются вопросы ветпомощи? Ведь вряд ли при каждой конюшне есть собственный ветеринар?
— Как правило, во всех районах и областях существуют государственные ветеринарные службы, так что на одну-две лошади держать своего врача нет смысла. Так же, как участковый врач к людям, районный ветеринар при необходимости приходит к лошадям по вызову, так же существует система "Скорой помощи". Ну и конечно, можно воспользоваться услугами частных клиник.
Можете назвать самые удачные примеры подмосковных конюшен?
— Я бы, честно говоря, отметил конюшню "Нового века", которая стоит чуть в стороне от Рублевки, и еще конюшню в "Отраде", сразу за Митинским рынком, она построена, что называется, по последнему слову, с учетом всех современных нормативов. На этих примерах можно учиться.
Тот факт, что держать лошадей становится модой, как-то помогает развитию конного спорта?
— На данный момент массовость еще не определила мастерство. Массовость и правда довольно велика: скажем, 10 лет назад мы начали проводить кубок "Завидово", и вначале в нем участвовало 80 – 100 человек, а теперь — 400. По идее, массовость и мастерство должны идти параллельно, и первая должна поднимать второе. Но, на мой взгляд, пока это, увы, не так.
Елена ПОЛОВЦЕВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2007 | № 7 (26) | http://www.d-n.ru/ |