РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

ЧЕРНОГОРИЯ -- Не только Будва

Самый популярный у наших туристов черногорский курорт Будва, известный также как место локализации "русской тусовки", не единственный выбор для людей, желающих вложиться в черногорское жилье, землю или бизнес. На территории страны есть множество альтернатив, причем гораздо более перспективных.

В июле свой первый концерт в независимой Черногории отыграли легендарные Rolling Stones. Те из россиян, кто предпочел встретиться с кумирами именно здесь, на Адриатическом курорте Будва (а не в Питере, к примеру), смысл слова satisfaction смогли постигнуть в полной мере. Заранее скупив лучшие места, соотечественники разместились слушать "роллингов" с таким комфортом, о котором посетителям российских концертных VIP-зон не приходится и мечтать: за столиками, на свежем воздухе, да еще и по пояс в воде. Незабываемыми оказались не только впечатления, но и цены — по €100 за самый дорогой билет.

Таковы пока что контрасты черногорского рынка. Недвижимость у моря, стремительно дорожавшая последние пару лет, уже стоит приличных денег, зато текущие расходы на жизнь и качественные удовольствия — минимальны. Про низкую стоимость и разнообразие даров земли и моря ДН уже писал: барабуля, тюрбо и прочая стоят €2 – 10 против €50 – 80/кг в московских сербских ресторанах; виноград и киви растут над головой; импортных молочных продуктов никто не ест — всех обеспечивают местные хозяйства…

За час отсюда можно долететь до Рима и Милана, либо переправиться на итальянское побережье на пароме вместе с личным автомобилем (расходы на вояж составят от €300), чтобы далее путешествовать по всей Европе. Получить визу в местном консульстве Италии тем собственникам недвижимости, кто прожил в Черногории хотя бы полгода, достаточно просто. Из-за дешевизны яхтенных марин в последние годы в страну потянулись владельцы частных судов. Их привлекает минимальная (по европейским меркам) стоимость зимней стоянки и обслуживания. Владельцу 40 – 45-футового судна годовая "парковка" с полным сервисом обходится всего в €1 000 – 1 500. При этом сильны морские традиции, и есть квалифицированный персонал: трудоустройство югославских моряков по всей Европе считается выгодным бизнесом для кадровых агентств.

Будванска ривьера

Однако, к сожалению, слово "дешево" все менее применимо к главному на сегодняшний день черногорскому товару — земле и недвижимости. Прежде всего это касается самого известного черногорского курорта — Будва, на котором средний российский покупатель буквально зациклен из соображений престижа. Несколько волн сезонного спроса "намыли" на пляжи и улицы города ни много ни мало 5 000 – 7 000 наших соотечественников, которые теперь проживают на Будванской Ривьере почти круглогодично. Говорят, на курорте уже открылась первая русская школа и на очереди — детский сад. В порту Будвы можно часто видеть живописные сценки: компании молодых красивых русских мам совершают с детьми прогулки на неплохом личном транспорте — мо- торных лодках стоимостью сотня тысяч евро и выше.

Высокая концентрация платежеспособного русского спроса в одном месте привела к непропорциональности и перекосам. Стоимость земли под застройку на первой-второй линии от моря на других курортах может отличаться в 2 – 6 раз в меньшую сторону, да и с готовым метром та же история. По мнению специалистов, цены на жилье в Будве, а также на близлежащих курортах Бечичи и Рафаиловичи (от €3 000 – 4 000/м2 в среднем до €6 000 / м2 в лучших местах) скоро будут близки к "потолку", поскольку уже перегнали хорватские Сплит, Далмацию, да и престижная Истрия почти осталась позади.

Качество жизни от разразившегося строительного бума тоже сильно страдает: хотя с 1 мая любое зодчество на курорте запрещено, правило зачастую игнорируется. В результате работающие с частными инвесторами посредники все чаще предпочитают делать ставку на прочие курортные зоны, отводя Будве не более 10 – 12% предложений своей базы.

Желающим заработать на продолжающемся росте цен в Черногории тем более стоит шире смотреть на географию. Кроме Будванской, здесь есть Герцег-Новская, Бока-Которская, Барская и Ульцинская Ривьеры. В паре перечисленных мест потенциал роста цен на ближайший год оценивается сейчас в 50 – 60%, притом что для Будвы предсказывают около 20%. Неслучайно еще с середины прошлого года спрос со стороны британских и ирландских инвесторов-частников переместился на 30 – 40 км к югу в направлении Албании.

Землю на первой-второй линии от моря здесь, в Баре, еще можно купить по цене €50 000/сотка. Дальше, в районе Ульциня, где расположена знаменитая "Велика Пляжа", участки у воды еще дешевле — от €15 000 (для сравнения: в Будве аналогичная земля выставляется по цене от €100 000/сотка).

Барска ривьера

Кроме цен, юго-восточная часть побережья привлекает близостью к одному из крупнейших европейских водоемов — Скадарскому озеру. Не так давно закончилась прокладка к нему нового 4-километрового горного туннеля, так что добраться от побережья до этой зеленой зоны можно минут за 15 – 20 на автомобиле или электричке. Вода в озере чистейшая — можно пить, плюс пресноводная рыба в дополнение к традиционным морепродуктам в местных ресторанчиках всегда в изобилии. Заплатив €5, за два часа самому реально наловить с берега ведро карпиков, а опытные рыболовы уезжают и с 5-килограммовыми сазанами.

Барская Ривьера более богата транспортной инфраструктурой. Здесь не только шире дороги, но и действует железнодорожная ветка Бар — Белград. Проблема в том, что летом ситуация на автодорогах складывается непростая, любой путь по сравнению с зимой удлиняется по времени раза в три-четыре. Масса отдыхающих стекается каждое утро к морю из более отдаленных районов, вечером едет обратно, а дороги большей частью узкие. Средняя скорость потока 5 – 10 км/час. Даже незначительная авария в таких условиях может привести к опозданию на рейс, а с учетом ассортимента местного автопарка это не редкость. Государственных ограничений на ввоз машин по году выпуска нет, и черногорская молодежь держит по 4 – 5 дышащих на ладан автомобилей стоимостью €200 – 500.

Наличие железной дороги в этих обстоятельствах предоставляет жизненно важную альтернативу: из Бара, в частности, можно добраться на поезде до столицы Подгорицы, аэропорт которой принимает не только чартеры, но и регулярные рейсы со всего мира. Также поездом можно отправиться в любой европейский город, да хоть бы и в Москву транзитом через Сербию — не проблема.

Герцег-Новска ривьера

Противоположная часть побережья, в частности город Герцег-Нови на границе с Хорватией, так же является интересным для проживания и инвестирования местом. Во-первых, это круглогодичный курорт. Здесь находится всемирно известный комплекс талассотерапии Игало, очень красивая набережная, можно найти рестораны хорошего европейского уровня. Как и в Будве, присутствуют крупные российские инвестиции: в частности, большие деньги вложены на мысе Арз (на полуострове Луштица) напротив Герцег-Нови.

Однако российскими туристами Герцег-Новская Ривьера по какому-то стечению обстоятельств менее посещаема, притом что грязе- и водолечение в Игало чрезвычайно популярны у немцев и англичан еще с социалистических времен. Сам город Герцег-Нови достаточно большой, по численности населения опережает Будву, однако застройка в основном осталась с социалистических времен. Наверное, поэтому цены на 10 – 12% отстают от реалий Будвы. Постепенно оживляющееся новое строительство со временем обещает сократить этот разрыв.

Местоположение Герцег-Нови интересно тем, что это фактически первый город от границы с Хорватией, сразу после Дубровника. Он находится непосредственно в горловине Бока-Которского залива, этого гигантского "адриатического фьорда", прямо у выхода в море. Переоценить этот факт ввиду описанных дорожных проблем сложно. Объезжать залив посуху даже в спокойные зимние месяцы можно 2,5 часа, летом же путь до других курортов и аэропорта Тивата удлиняется часов до 8. А так транспортную проблему решает паром.

Ольга ПЕРСИКОВА
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2007 | № 7 (26) | http://www.d-n.ru/
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152