Про русских турчанок пишут детективы и снимают сериалы. Однако "турецкие русские" — это совсем другие люди.
Как выглядит средний покупатель зарубежной недвижимости, каковы его запросы, чаяния, объектами какой ценовой он инте- ресуется и что ожидает от жизни в дальних краях? Эта тема подробно анализировалась в одном из прошлых номеров ДН (см. №4 (23), 2007 г.). Еще тогда мы оговорились, что сведение к общему знаменателю мотивов и бюджетов тех, кто инвестирует средства, скажем, в Лондоне и Болгарии, является большой натяжкой. Средний портрет складывается из весьма разных частностей, которые легко игнорируются, но география — не из их числа. Это тот самый случай, когда devil is in the details. Дабы наш покупательский портрет выглядел хоть сколько-нибудь реалистичным, мы просто вынуждены писать его на фоне пейзажей конкретной страны. На пике высокого пляжного сезона и в преддверии бархатной осени логичным было выбрать для подробного исследования Турцию.
Средиземноморское побережье этой страны сегодня набирает популярность как место более-менее долгосрочного сезонного проживания россиян. Недвижимость в Анталье, Бодруме, Алании и на молодых курортах в Москве предлагают уже десятки фирм. А уж на месте соотечественников встречают сотни заманчивых предложений (квартиры в ценовой категории от €50 000 – 100 000). Специфика Турции — в ценовой демократичности рынка. И хотя крупные инвестиции со стороны россиян здесь тоже очень распространенное явление (скупка отелей, других туристических объектов, строительство многоквартирных жилых комплексов), портрет аудитории формирует именно покупатель-частник.
В общих чертах объект нашего изучения выглядит так: это мужчина с высшим образованием в возрасте 28 – 40 лет, как правило, менеджер, причем чаще всего далеко не "топ". Женат, двое детей. Имеет богатый опыт путешествий, говорит на двух-трех языках. Покупает, преследуя одну из двух целей: инвестирование средств или использование жилья в качестве сезонной резиденции. Устав от отелей-муравейников и их "ультра-олл-инклюзив" сервиса, люди ищут возможность устроиться с комфортом и в более приватной обстановке — чтобы проводить на море от месяца и более, отправлять сюда на все лето детей с представителями старшего поколения семьи. Некоторые россияне рассматривают вариант переезда на ПМЖ, особенно те, кто инвестировал в два-три объекта и в перспективе собирается разворачивать здесь бизнес.
Для москвичей и питерцев роль катализатора в последние годы играл крах надежды купить вторую квартиру или дачу в родных краях. Деньги копились, но из-за непомерно высоких цен в столицах реализовать мечту так и не довелось, а вкладывать куда-то надо — недвижимость у большей части аудитории априори считается самым надежным вариантом. Турция в этих обстоятельствах стала для многих доступным компромиссом.
Около 70% россиян, по наблюдениям риэлторских фирм и застройщиков, подбирают вариант в ценовой категории €100 000 – 200 000, минимально удаленный от моря. Близости к пляжу приносится в жертву все. Вопросы экологии, удобства расположения относительно ин- фраструктуры, окружения зачастую вообще опускаются или отходят на второй план. Времена, когда сам факт владения виллой у моря нес значимую имиджевую нагрузку, остались в далеких 90-х. К приставкам "люкс" и "элит" в объявлениях покупатели-россияне вообще относятся трезво, как к необязательной мишуре, и покупка жилья в Турции не служит средством поднятия самооценки. Подобная индифферентность понятна: если "элитная" вилла стоит как квартира в спальном районе Москвы, то приобретением никого не удивишь. По словам застройщиков, это пока отличает соотечественников от покупателей, приезжающих из Украины, Казахстана и других стран СНГ, для которых жилье в Турции еще служит атрибутом престижа.
Особую и довольно многочисленную категорию покупателей недвижимости составляют пенсионеры. Это современные, образованные люди, заработавшие средства на покупку в том или ином небольшом бизнесе, либо опять же, продавшие жилье в столице. Их мотив — стремление пожить с внуками в теплом краю, где еда дешевле, а сон здоровее, и оставить наследникам "дачу" на добрую намять. Бабушка, продающая за €100 000 "хрущебу" в Москве и покупающая 3-комнатные апартаменты близ Антальи, — довольно распространенный типаж.
В особую группу стоит выделить бывших военных, имеющих опыт ведения бизнеса в России. Многие из них строят свою жизнь по старому, еще советскому сценарию, когда, выйдя в отставку, офицер стремился осесть в Крыму или Сочи. Сейчас, в связи с нестабильностью первого региона, дороговизной второго и доступностью "заграницы", благополучные экс-военные чаще выбирают последний вариант.
Еще одна интересная и очень характерная для Турции социальная группа покупателей — молодые одинокие женщины, образованные, сделавшие карьеру в России, имеющие неплохой доход. Их мотивы: самоутверждение, круг друзей, сфор- мировавшийся здесь после нескольких поездок на отдых, поиск альтернативного места жительства и, возможно, семейного счастья. Вышеописанные материальные соображения для этой группы так же остаются в силе.
Если говорить об опыте инвестирования в недвижимость за рубежом, то у большинства такового пока нет. Однако сортируя аудиторию по этому критерию, среди "турецких россиян" все-таки можно выделить небольшую группу опытных покупателей-космополитов. Это либо люди, предпочитающие, что называется, не держать яйца в одной корзине, на одном рынке, либо бывшие собственники заграничного жилья, разочарованные прежней страной (рост цен, введение визовых ограничений, изменение в худшую сторону отношения к россиянам). В Турцию их привлекает безвизовый режим, низкие относительно прочего Средиземноморья цены, лояльный взгляд властей на источники инвестиций, легкость организации и ведения бизнеса и прочие факторы. Эти покупатели самые подготовленные, знают, чего хотят, и с ними риэлторам работать проще всего.
А вот с остальными, даже если они десяток раз отдыхали в Турции, работать сложнее. Со страной и ее повседневной культурой они зачастую знакомились через окно автобуса, в лучшем случае — начитались историй в Интернете и статей в журналах. Думая, что, купив жилье у какого-нибудь местного застройщика напрямую, они сэкономят на комиссионных, такие неофиты зачастую оказываются не готовы к автономному существованию без няньки в лице турфирмы или риэлтора. Выясняется, что от места проживания до аэропорта надо добираться с тремя пересадками на общественном транспорте. Или в ближайших мелких магазинчиках не принимают карточки московских банков. Или возникают трудности с покупкой и регистрацией автомобиля… Дорожащие репутацией риэлторские агентства готовят своих клиентов к роли местного жителя заранее. Да и после покупки зачастую бесплатно "ведут" его многие месяцы — эффект "сарафанного радио" никто не отменял, и безответственность фирм-однодневок может сказаться на имидже направления в целом.
Что еще характеризует среднего покупателя? Пожалуй, наличие неких шаблонов и фобий вследствие негативного опыта в родном отечестве. Во-первых, прошлогодний московский скачок цен заставляет несостоявшихся спекулянтов искать аналогичных цифр роста за рубежом, в данном случае в Турции. Не найдя таковых (рост цен здесь сейчас около 20% в год), люди проявляют нерешительность, упускают хорошие варианты.
Второй фактор — мнительность, недоверие к строительным компаниям, незнание рыночной конъюнктуры и местных законов. Чтобы типичный для Турции покупатель не разочаровался, добросовестному продавцу приходится брать на себя множество дополнительной работы: проводить юридический ликбез, нанимать русскоговорящего юриста, предъявлять особые требования к подбору кадров. Очень важно, кто выступает в риэлторской компании гидом, насколько он корректен, отзывчив, вежлив, владеет языком, знает русскую культуру, историю, обычаи. О последнем не принято говорить вслух, но неполиткорректную ментальность потенциальных клиентов приходится учитывать (детали оставим между строк).
Южная приморская деловая культура такова, что, если продавец работает хорошо, то ставший его соседом клиент часто превращается в приятеля. Переговоры за стаканчиком турецкого чая в офисе и за рюмкой ракы в ресторане неизбежно перетекают в рассказы о личном. В случае, если оба — россияне и для них эта родина вторая, то дружеские отношения завязы- ваются еще чаще. Интересно, что именно агентства недвижимости зачастую становятся на турецкой Ривьере центрами своеобразной "информационно активной среды". Люди разных возрастов, профессий и социального статуса, которых в России не могло связать вроде бы ничто, в процессе решения бытовых проблем находят точки соприкосновения и даже поводы для совместного бизнеса.
Автор благодарит Юрия КОРОЛЬКОВА, директора компании ТRinfo, за помощь в подготовке материала
Ольга КАЛАНТАРОВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2007 | № 7 (26) | http://www.d-n.ru/ |