С 1 июня вступило в силу Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом "Об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза". Многие эксперты называют этот документ первым шагом на пути к полной отмене визового режима между Россией и ЕС. На прошедшем недавно в Перми круглом столе, посвященном будущему стратегического российско-еэсовского партнерства, посол Евросоюза в Москве Марк Франко отметил, что этот диалог начался всего пару месяцев назад и может прийти к логическому завершению примерно через пару лет. Пока же россиянам приходится довольствоваться положениями нынешнего Соглашения, которое облегчает жизнь далеко не всем категориям визовых заявителей, и к тому же имеет ряд существенных законодательных пробелов.
О ценах, сроках и неучтенных детях
Учитывая профессиональную специфику , стоит сразу оговориться: подавляющее большинство статей Соглашения не имеет никакого отношения ни к российским владельцам недвижимости в странах-членах ЕС, ни даже к российским туристам, составляющим большую часть приезжающих в Евросоюз граждан России. Им остается только порадоваться за тех, кто получил существенные послабления в деле оформления евровиз, а именно, за обладателей дипломатических паспортов, членов различных официальных делегаций, водителей-международников, предпринимателей и представителей организаций-предпринимателей, школьников, студентов и педагогов, направляющихся на учебу или учебную стажировку, журналистов, инвалидов и сопровождающих их лиц и т.д. (Познакомиться с полным текстом Соглашения и, соответственно, узнать о своих правах все заинтересованные могут, например, на сайтах посольств стран-членов ЕС).
Тем не менее ряд положений документа стоит принять во внимание абсолютно всем, кто рассчитывает на поездки в ЕС. Первое из этих положений касается стоимости виз, которая отныне является фиксированной. В ценовом отношении визы разбиты всего на две категории — 35 € и 70 €. Любопытно, что стоимость никак не связана с тем, виза какого типа оформляется заявителю — одно- кратная или многократная, сроком действия 1 год или 2 года. Значение имеют только сроки оформления. Согласно статье 6 Соглашения, визовый сбор увеличивается двукратно (до 70 €) в том случае, если документы подаются в посольство не более чем за трое суток до предполагаемой даты выезда.
Сроки, собственно, являются вторым из положений, заслуживающих всеобщего внимания. Статья 7 документа гласит, что решение по запросам об оформлении виз принимаются в течение 10 календарных дней с даты получения консульством документов, при этом срок рассмотрения может быть продлен до 30 рабочих дней, в особенности, если имеется необходимость в их (документов) дополнительном изучении. И только в не терпящих отлагательства случаях (к каковым относятся визит к тяжелобольному родственнику, поездка на похороны, выезд в связи с необходимостью оказания срочной медицинской помощи и т. д.) срок принятия решения по визовому ходатайству может быть сокращен до 3-х календарных дней.
Путаница со ссылкой то на "рабочие", то на "календарные" дни непонятно, откуда взялась. Как справедливо отметил заведующий консульским отделом посольства Болгарии в России Любомир Попов, "жить календарными днями может позволить себе человек из деревни, которому практически все равно — среда сегодня или суббота". Работающий же люд, частью которого являются и сотрудники консульских отделов, привыкли исчислять время рабочими днями. Поэтому замена прилагательных наверняка станет одной из первых поправок, внесенных в текст документа Совместным комитетом по наблюдению за выполнением Соглашения. По словам заместителя директора консульского департамента МИД РФ Андрея Подъелышева, на первую учредительную встречу комитет соберется в самое ближайшее время.
Еще один момент, который, мягко говоря, "проморгали" и российские, и еэсовские разработчики Соглашения, касается такой категории визовых заявителей, как дети. О них в тексте документа не сказано ровным счетом ничего, в связи с чем пока им предстоит платить за визы по вышеуказанным утвержденным расценкам. Правда, ЕС в одностороннем порядке обязывает своих чле- нов оформлять бесплатные визы детям в возрасте до 6 лет, но проблемы остальных это обязательство не решает. И если кто и может решить, так опять же — Совместный комитет.
Следующее из существенных замечаний: все вышеприведенные нормы распространяются на граждан РФ, но не имеют никакого отношения, например, к гражданам Грузии или Узбекистана, проживающим в России. В отношении них действуют другие нормы, другие сроки, другие требования и т. д.
Теперь — краткие комментарии к означенным пунктам Соглашения. Первое касается цен, которые в ряде случаев стали более щадящими, поскольку раньше напрямую зависели от типа визы, а теперь, как уже было сказано, только от сроков ее выдачи. Лишь один пример: до сих пор оформление болгарской годовой визы, осуществляющееся в рамках российско-болгарского двустороннего соглашения, обходилось заявителю в 4 440 руб., теперь же примерно в 1 225 руб. (35 €).
Что же касается сроков, то тут не все так радужно, как выглядит на первый взгляд. Многие посольства стран-членов ЕС (напри- мер, испанское и французское) ввели систему call-центров, осуществляющих предварительную запись граждан на подачу визовых документов. И если ряд туристических компаний, имеющих аккредитацию в посольстве, в состоянии заносить туда паспорта быстро, то "обычным" визовым заявителям, подающим документы в частном порядке, в испанском, к примеру, call-центре предлагают записаться на будущее, наступающее в лучшем случае через 2 – 3 недели, в худшем — через 1,5 месяца. Так что официальные 3 дня или 10 дней, календарных или рабочих, роли уже никакой не играет. Роль начинает играть только сумма, которую специализированные компании требуют за помощь в быстром оформлении визы — 100, 150 или все 200 €.
И последнее. Помимо основной части Соглашение содержит дополнительный Протокол относительно государств-членов, не в полном объеме применяющих Шенгенское законодательство. Речь в нем идет о том, что эти страны (то есть, еэсовские новички) пока еще будут выдавать национальные визы, действительные только для пересечения их границ. А ЕС постарается "так скоро, насколько это возможно" предпринять меры по упрощению транзита через территорию этих стран граждан, имеющих действующую шенгенскую визу или шенгенское разрешение на проживание.
Запутаться в юридических хитросплетениях легче легкого. На самом деле, все несложно. В прошлом году Чехия, Польша, страны Прибалтики, к тому моменту уже пару лет являвшиеся членами ЕС, ввели у себя норму, в соответствии с которой их границу могут пересекать обладатели действующих шенгенских виз. А вот в Болгарии, например, чье членство в ЕС исчисляется несколькими месяцами, данная практика пока не применяется. Она наверняка будет применяться, но, как говорится, со временем. А может, и не будет — если быстрее решится вопрос об окончательном вхождении новых стран в Шенгенское пространство.
Об инвесторах-туристах и постоянных жителях
Переход к предмету непосредственного интереса ДН будет огорчительным: в тексте нынешнего Соглашения по-прежнему ни слова не посвящено владельцам недвижимости в странах ЕС, число которых постоянно растет и, как уже писал ДН, в локальных зонах вроде Кап д’Антиб во Франции составляет до 80% иностранных покупателей. Получается, что большинство посольств как и прежде будет оформлять российским домовладельцам туристические визы со всеми вытекающими.
Впрочем, если ориентироваться на практику посольства Болгарии, считающего владельцев недвижимости серьезной "статьей" своей работы, все может быть несколько по-другому. В частности, Любомир Попов, отвечая на вопрос ДН, заверил, что ситуация с приобретателями домов и квартир в Болгарии решена ко всеобщему удовольствию. По словам главы консульского отдела посольства Болгарии, теперь собственники недвижимости вправе рассчитывать на получение даже годовой многократной визы.
Для этого необходимо представить в посольство в том числе и следую- щие документы:
• договор о купле-продаже недвижимости, а также документы, подтверждающие уплату всех необходимых пошлин и налогов; • бронь железнодорожного или авиационного билета; • документы о наличии финансовых средств, достаточных для проживания на территории страны-члена ЕС (обычный расчет — 50 € в день на человека).
Виза, которую болгары оформят владельцам недвижимости, конечно, будет туристической, но, в конце концов, это не столь важно. К тому же не стоит забывать: болгарским законодательством предусмотрено то, что иностранцы, капиталовложения которых в экономику Болгарии составляют свыше 500 000 €, инвестированных в установленном законом порядке, получают разрешение на постоянное пребывание в стране. Право на длительное пребывание могут получить иностранцы, осуществляющие в Болгарии экономическую деятельность в рамках, установленных законом, при условии, что в результате этой деятельности создано не менее 10 рабочих мест для болгарских граждан.
Члены семей владельцев недвижимости также могут рассчитывать на получение многократной визы в рамках установленных правил: 10 дней, 35 €, необходимые документы и т. д. Впрочем существует три приятных "но".
Во-первых, близкие родственники (супруги, дети, родители, бабушки и дедушки, внуки), решившие навестить граждан РФ, проживающих на законных основаниях на территории государства-члена ЕС, могут получить визу на основании письменного обращения приглашающих граждан. Во-вторых, все вышеперечисленные родственники вправе рассчитывать на визу сроком действия до 5 лет (при этом срок действия визы будет ограничен сроком действия на законное проживание или пребывание "основного заявителя"). И, в-третьих, они (эти родственники) освобождаются от уплаты визовых сборов.
Короче говоря, план действий: засылаем в одну из стран-членов ЕС близкого родственника, готового инвестировать в местную экономику столько, чтобы рассчитывать на ПМЖ, ВНЖ и прочие "законные проживания или пребывания". А потом катаемся к нему свободно, даже не платя за визу.
10-ЛЕТНИЙ ПАСПОРТ: ХОРОШО, НО НЕ ВОВРЕМЯ
Депутаты Госдумы Алексей Митрофанов и Николай Залепухин внесли проект поправок к закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", суть которых сводится к увеличению срока действия российских загранпаспортов с 5 до 10 лет. Меньше бюрократии – меньше проблем, как считают авторы инициативы, предлагая начать выдавать 10-летние загранпаспорта уже с 1 января 2008 г. Мнения относительно этого предложения разделились. Например, комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству "за". А вот Федеральная миграционная служба, хотя и не возражает против идеи как таковой, направила Михаилу Фрадкову отрицательное заключение по поводу депутатской инициативы, ссылаясь на технические проблемы, уже возникшие с внедрением так называемых биометрических паспортов, чипы которых к тому же просто не рассчитаны на столь долгий срок работы. Согласно указу Владимира Путина, реформа, связанная с заменой обычных загранпаспортов на биометрические (содержащие электронную фотографию и данные об отпечатках пальцев) должна быть завершена к 2008 г., однако реальность этого срока сродни реальности воздушных замков. Так что депутаты со своим "меньше бюрократии " явно не вовремя.
Валерия МОЗГАНОВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2007 | № 7 (26) | http://www.d-n.ru/ |