О настоящем и будущем деревень, входящих в состав Москвы, в беседе с рассказывает руководитель ГУП "Управление перспективных застроек" Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы Владимир ХАЙКИН.
— Есть постановление правительства Москвы от 7 марта 2006 года №150, которое определило порядок работы по деревням. Оно разделило их на два списка — сносимые и сохраняемые. И было постановление №883, ноябрьское, которое выделило важность взаимодействия с жителями на всех этапах. Таким образом, сегодня работа по деревням, как, собственно, и любая другая работа, может вестись только при строжайшем соблюдении интересов их жителей. Мы не раз уже сталкивались с вносимыми жителями изменениями — как только люди против чего-то, мы должны немедленно это учитывать.
ГУП "Управление перспективных застроек" выполняет функции городского заказчика в программе реконструкции и реорганизации территорий сохраняемых деревень. Кроме того, на нас возложены обязанности (по всем деревням — и сохра- няемым, и реконструируемым), связанные с информированием жителей.
Сегодня на рассмотрении находятся 12 проектов планировок территорий, и к концу года мы планируем провести первые торги. В прошлом году федеральные власти выступили с предложением рассматривать малоэтажное строительство как один из важных векторов развития национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", Я считаю, что Москва и здесь оказалась в авангарде. Мы начали двигаться в данном направлении еще до того, как федеральный центр поставил такую задачу.
Всего сохраняемых деревень насчиты- вается 29. 12, повторю, находятся на этапе разработки и согласования предпроектной документации, работа по остальным нахо- дится в разной стадии: где-то она была про- ведена еще до постановления, где-то мы еще даже не начинали — только готовимся, собираем данные. Кроме того, 36 деревень попадают в разряд сносимых — на их месте будут строиться объекты многоэтажного жилья.
ДН Первое постановление датировано 2006 годом. Его можно считать точкой отсчета попадания деревень в сферу особого внимания правительства?
— Деревни всегда были в сфере внимания правительства — просто потому, что на их территории живут такие же москвичи, и их проблемами тоже надо заниматься. Но в 2006 году этим распорядительным документом мы впервые формализовали подход города к проблеме деревень. До постановления просто не было ничего, что определяло бы порядок.
ДН А на основании чего принимались решения, сохранять или реконструировать ту или иную деревню?
— Решение принимала префектура — на основании анализа реальной ситуации. Если у нас 10 полуразвалившихся домиков стоят на огромной территории, на которой в принципе можно построить миллион квадратных метров, — извините, но зачем такое сохранять? Если же это памятник садово-паркового искусства, как, например, в деревне Захарьино, и живет там 200 – 300 человек, и они согласны с предлагаемыми вариантами реконструкции, то деревню можно и нужно сохранить, застроить свободную территорию, договориться об отселении и т.д.
ДН Отдельно хочу задать вопрос, связанный с Молжаниновским районом. Насколько известно, там все упирается в нерешенность вопроса с санитарной зоной аэропорта "Шереметьево".
— Молжаниновский район — это давняя проблема, причина которой действительно кроется в задержке разработки санитарной зоны аэропорта. К решению вопроса подключены также префектура Северного округа, к которому относится Молжаниновский район, и префектура смежного Зеленоградского округа, поскольку в нем такая же ситуация с деревней Малино. Увы, но ничего, действительно, не может сдвинуться с мертвой точки до разработки проекта организации санитарной зоны от аэропорта (делаем эту работу, к сожалению, не мы, а Институт генерального плана). Все заинтересованные стороны, что называется, ждут с нетерпением, но ситуация тяжелая, и о сроках ее разрешения сказать ничего не могу.
Кстати, проблема с проектом рекон- струкции деревни Черкизово (его еще называют "Проект Формула-1"), которым мы занимаемся, тоже упирается в шереметьев- скую санзону.
ДН В перечне территорий деревень, в кото- рых должна пройти комплексная рекон- струкция, есть две ссылки на федераль- ную собственность. Как вам работается с федеральными властями?
— У нас налажено взаимодействие с федеральной властью по всем нашим объектам. В прошлом году мы подписали соглашение о принципах организации совместной работы по объектам федеральной собственности в Москве, где нашим партнером является Федеральное ГУП ФТ Центр. Так что все возникающие вопросы решаются в конструктивном рабочем порядке.
ДН В том же списке есть упоминания об уже существующих инвесторах...
— Правильно. Это, например, деревня Потапово, где инвестором является жилищно-строительная ассоциация (ЖСА) "Альфа". Инвестор здесь был изначально, еще до начала реализации программы. И Потапово — это очень хороший, удачный пример того, как жители деревни, организуя свои общества, самостоятельно проводят реконструкцию.
По остальным деревням или будет ин- вестор, или реконструкция будет идти за счет средств бюджета, или будет комбинированный путь — сегодня мы это определяем.
ДН А вам-то чего бы больше хотелось?
— Я работаю от имени города и, естественно, преследую его интересы. Поэтому считаю: чем дешевле и быстрее будет осу- ществлена реорганизация территорий, тем лучше. Безусловно, в большинстве случаев ее экономической основой будет выступать город, но там, где городу невыгодно, можно "пустить" инвестора.
Но теоретически город готов все взять на себя.
ДН И до какого года рассчитана программа? Когда все должно быть завершено?
— Будем работать, пока не реализуем все задуманное. Проблема в чем? Могут быть любые благие пожелания, но работа, согла- ситесь, тяжелая, связанная с неопределенностью границ между Москвой и областью и неопределенностью границ зоны работы эксплуатирующих сетевых компаний по разным объектам инженерной инфраструктуры. Могу только сказать: первые объекты мы запустим "в стройку" в 2009 – 2010 году.
ДН Один из пунктов программы — изучение мнения жителей. Как вам кажется, в принципе народ готов переезжать из частных домов с огородиками в мно- гоквартирные, пусть и малоэтажные дома без таковых?
— За очень редким исключением народ у нас умный. И разумный. Вы предложите человеку что-то лучшее, чем то, что у него есть сейчас, и он переедет. Поэтому не вопрос: переезжать ли из домов с огородиками. Дело только в нормальных условиях переезда; это может быть и квартира — люди поедут туда с удовольствием, и дом, и таунхаус, и дуплекс. Главное, чтобы процесс был правильно организован и чтобы в ходе переезда учитывались пожелания москвичей.
У нас работает "Горячая линия", на которую приходят звонки по любым вопросам нашей деятельности — по кварталам, по МКАДу, по деревням. Так вот, по деревням звонков очень много — сегодня их число значительно превосходит число звонков по кварталам, хотя кварталов в Москве больше. Если внимательно обрабатывать все просьбы и замечания, если оперативно и своевременно на них реагировать, проблем удастся избежать. Именно этим мы и занимаемся, на разной стадии разработки градостроительной документации согласовываем с жителями каждое решение. Идем даже на перенос утвержденных сроков, если это отвечает интересам жителей.
ДН Так ведь хорошим для всех все равно не будешь…
— Но к этому надо стремиться! 320 человек и, стало быть, 320 пожеланий — значит, 320. Тысяча — значит, тысяча. Стремиться надо, но если удается реализовать потребности абсолютного большинства — это уже хорошо.
ДН Насколько учитывается мнение жителей в части возведения объектов инфраструктуры?
— На 100 процентов.
ДН То есть, если они захотят SPA-центр, то он появится?
— Кстати, насчет SPA-центров. Мэр поставил задачу, и мы с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым уже договорились по всем находящимся в работе столичным кварталам — проекты планировок, в которых нет "фоков" (физкультурно-оздоровительных комплексов), отправляются на переделку. Так что вы правы — в каждом квартале теперь должен быть муниципальный ФОК.
Подчеркиваю — не коммерческий, а муниципальный, который будет строиться за городские деньги. Мэр вспомнил о том, что в средние века, когда Европа не мылась годами, на территории Московского княжества в каждом квартале уважающего себя города были общественные бани. Так давайте к этому вернемся — почему бы и нет?
ДН Ну а если серьезно – какой минималь- ный набор инфраструктуры будет создан в деревнях?
— Про SPA-центры мы с вами уже разобрались — они обязательно появятся, и это вполне серьезно. Думаю, что весь набор инфраструктуры, предусмотренный СНиПами, в самом оптимальном варианте будет на территории каждой деревни. В первую очередь за счет города мы делаем сегодня улицы, дороги, магистральные инженерные коммуникации, строим школы, детские сады, больницы, поликлиники, аптеки.
ДН На освобождаемых территориях будет строится прежде всего муниципальное жилье. А коммерческое появится?
— Конечно. Правительство Москвы определит, где будет муниципальное, а где коммерческое. И первая, и вторая возможность есть у каждой деревни — все будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе и от транспортной доступности. Но стоит под- черкнуть, что в конечном итоге не все и не всегда определяется сочетанием тех или иных факторов – иногда это просто волевое решение правительства.
ДН Инвесторы уже проявляют интерес к "деревенской" теме?
— Инвесторы приходят. Но поскольку ни один проект планировки до конца сегодня не согласован и не утвержден, нам, к сожа- лению, нечего пока показывать. Тем не менее, интерес активный.
ДН Они приходят просто поинтересоваться, или, может быть, высказывают собственные идеи, выдвигают свои концепции?
— Знаете, нам сложно работать с инвесторами на предмет впитывания их идей и даже на предмет предоставления информации. С жителями деревень мы общаемся, а вот с коммерческими структурами — не очень.
ДН Если бы вас попросили назвать три самые серьезные проблемы, возникающие на пути реализации этой про- граммы?..
— Во-первых, как я уже отметил, неурегулированность территориальных вопросов между Москвой и областью — это проблема номер один. Вся имеющаяся сегодня задержка в разработке документации связана именно с ней.
Во-вторых, мы, дав жителям свободу волеизъявления, бросили их в омут демократии как слепых котят, не разъяснив им их права и обязанности. Не зря в Америке полиция, когда входит в дом, начинает с того, что зачитывает всем присутствующим их права. Так что вторая проблема — слабая юридическая осведомленность жителей. Они идут с петициями, устраивают собрания, но при этом не знают, что они могут, чего не могут, а что у них и так есть. Будь у жителей и их инициативных групп лучшая правовая подготовка, многих проблем удалось бы избежать.
А третья проблема… Да, пожалуй, третьей и нет. Если первая и вторая решены, то все идет спокойно и в срок.
ГРАФИК РАЗРАБОТКИ ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
НА КОМПЛЕКСНУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ ТЕРРИТОРИЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ ДЕРЕВЕНЬ И ПОСЕЛКОВ (СОХРАНЯЕМЫХ)
|
№
|
Наименование проекта
|
АО1
|
Площадь
|
Заказчик
|
Разработка
граддокументации
|
Согласования
граддокументации
|
ГЭЭ2, МГЭ3
|
ППМ4
|
Исполнитель |
1
|
Проект планировки
территории Верескино Молжаниновского района
|
САО
|
24,5 га
|
Москомархитектура
|
см. сноску5
|
ГлавАПУ
|
2
|
Проект планировки территории Ново-Подрезково Молжаниновского района (включая снос
д. Молжаниновка – нечетная сторона)
|
САО
|
54,73 га
|
Москомархитектура
|
Выполнено
|
см. сноску5 |
ГлавАПУ
|
3
|
Проект планировки
территории Мелькисарово Молжаниновского района
|
САО
|
14,8 га
|
Москомархитектура
|
Выполнено
|
см. сноску5 |
ГлавАПУ
|
4
|
Проект планировки территории
пос. Дачный (пос. им. Ларина);
инвестор – ДСК им. Ларина
|
СВАО
|
44,45 га
|
ГУП УПЗ
|
2006 г. |
2007 г.
|
2007 г.
|
2007 г.
|
ГлавАПУ
|
5
|
Проект планировки территории
пос. Ухтомский
|
ВАО
|
150,3 га
|
ГУП "Ухтомское"
|
2006 г.
|
2006 г. |
2006 г. |
2006 г. |
Моспроект-3
|
6
|
Проект планировки территории
пос. Восточный Восточного р-на
|
ВАО
|
318,0 га
|
Москомархитектура
|
2006 г. |
2006 г. |
2006 г. |
2007 г. |
ГлавАПУ
|
7
|
Проект планировки территории
пос. Акулово Восточного района
|
ВАО
|
18,64 га
|
Москомархитектура
|
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. |
2007 г. |
ГлавАПУ
|
8
|
Проект планировки территории пос. Кожухово
|
ВАО
|
39,0 га
|
ГУП УПЗ
|
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. |
2007 г. |
ГлавАПУ
|
9
|
Проект планировки территории д. Захарьино и прилегающих к ней территорий, находящихся в охранной зоне памятника
садово-паркового искусства – усадьбы "Захарьино-Знаменское"
|
ЮЗАО
|
18,9 га
|
ГУП УПЗ
|
2006 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. |
ГлавАПУ
|
10
|
Проект планировки территории д. Потапово;
инвестор – ЖСА "Альфа"
|
ЮЗАО
|
12,0 га
|
ГУП УПЗ
|
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. |
2007 г. |
ГлавАПУ
|
11
|
Проект планировки территории пос. и дер. Толстопальцево
|
ЗАО
|
463,36 га
|
ГУП УПЗ
|
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. |
2007 г. |
ГлавАПУ
|
12
|
Проект планировки территории
пос. Малинино
|
ЗелАО |
52,3 га
|
Москомархитектура
|
Выполнено
|
Выполнено
|
2006 г. |
2006 г. |
Генплан
|
1Административный округ 2Государственная экологическая экспертиза 3Мосгосэкспертиза 4Постановление правительства Москвы 5Разработка градостроительной документации приостановлена до решения вопроса разработки санитарно-защитной зоны от аэропорта "Шереметьево" |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРРИТОРИЙ УПРАЗДНЕННЫХ И СУЩЕСТВУЮЩИХ ДЕРЕВЕНЬ И ПОСЕЛКОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ (в редакции постановления правительства Москвы от 14.11.2006 г. №883-ПП)
|
ι.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРРИТОРИЙ УПРАЗДНЕННЫХ И СУЩЕСТВУЮЩИХ
ДЕРЕВЕНЬ И ПОСЕЛКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
|
№
|
наименование бывших деревень и поселков
|
Территория
|
Существующий жилищный фонд
|
Численность постоянно зарегестрированных
|
Вид собственности
|
СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ |
1
|
Филино (р-н Молжаниновский)
|
19,40 га
|
—
|
182
|
частная
|
2
|
Новодмитровка (р-н Молжаниновский)
|
25,50 га
|
—
|
320
|
частная |
3
|
Молжаниновка (р-н Молжаниновский)
|
35,10 га
|
—
|
238
|
частная |
4
|
Новоселки (р-н Молжаниновский)
|
17,50 га
|
—
|
198
|
частная |
5
|
Черкизово (р-н Молжаниновский)
|
29,50 га
|
—
|
2 669
|
частная |
6
|
Мелькисарово (р-н Молжаниновский)
|
14,80 га
|
3,2
|
110
|
городская
|
7
|
Бурцево (р-н Молжаниновский)
|
14,50 га
|
—
|
118
|
частная |
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
8
|
Долгопрудная агрохимстанция (р-н Северный)
|
3,10 га
|
3,2
|
—
|
городская
|
9
|
Ильинский (р-н Северный)
|
6,16 га
|
—
|
60
|
частная |
10
|
Леспаркхоз (р-н Северный)
|
—
|
—
|
4
|
городская
|
ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ |
11
|
6-е отд. АО Агропредприятие "Косино"
|
45,40 га
|
19,3
|
—
|
— |
12
|
Руднево
|
—
|
3,0
|
11
|
частная
|
ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
13
|
Жулебино (р-н Выхино-Жулебино)
|
—
|
—
|
—
|
49 частн., 7 муницип.
|
14
|
Некрасовка
|
106,00 га
|
172,5
|
9 468
|
городская
|
ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
15
|
Утратил силу – постановление правительства Москвы от 14.11.2006 г. №883-ПП
|
ЮГО-ЗАПДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
16
|
Щербинка
|
10,40 га
|
2,6
|
99
|
частная
|
17
|
д. Захарьинские дворики
|
3,30 га
|
0,5
|
35
|
частная
|
18
|
пос. Липки, пос. Милицейский
|
19,40 га
|
36,9
|
2 157
|
10% частн., 90% муницип.
|
19
|
Ново-Курьяново (р-н Южное Бутово)
|
46,30 га
|
11,4
|
368
|
частная
|
20
|
Ново-Никольское (р-н Южное Бутово)
|
27,00 га
|
1,4
|
51
|
частная
|
21
|
Старо-Никольское (р-н Южное Бутово)
|
23,90 га
|
6,4
|
133
|
частная
|
22
|
Щиброво (р-н Южное Бутово)
|
10,10 га
|
1,3
|
77
|
частная
|
23
|
Бутово (р-н Южное Бутово)
|
138,60 га
|
56,6
|
2 127
|
частная, городская
|
ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
24
|
Орлово (р-н Ново-Переделкино)
|
37,26 га
|
1,72 |
51
|
частная
|
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
25
|
Нижние Мневники (р-н Хорошево-Мневники)
|
28,00 га
|
—
|
85
|
снесена
|
26
|
Терехово (р-н Хорошево-Мневники)
|
27
|
Дачный (р-н Митино)
|
15,80 га
|
—
|
4
|
частная
|
28
|
Спас (р-н Митино)
|
—
|
—
|
3
|
частная |
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
29
|
д. Новомалино
|
13,50 га
|
2,3
|
140
|
частная
|
30
|
ул. Радиоцентр
|
1,10 га
|
0,1
|
11
|
— |
31
|
Медведки (р-н Крюково)
|
—
|
—
|
12
|
— |
32
|
ул. Центр НИИ механизации и энергетики
|
1,00 га
|
0,2
|
12
|
городская
|
33
|
д. Рожки
|
4,90 га
|
0,8
|
39
|
частная
|
34 |
Назарьево
|
16,00 га
|
3,5
|
48
|
частная
|
35
|
ул. Колхозная
|
33,00 га
|
2,7
|
136
|
частная
|
36 |
д. Кутузово
|
28,00 га
|
1,3
|
53
|
частная
|
ιι.
|
ТЕРРИТОРИИ УПРАЗДНЕННЫХ И СУЩЕСТВУЮЩИХ ДЕРЕВЕНЬ И ПОСЕЛКОВ С СОХРАНЯЕМЫМИ ЖИЛЫМИ И НЕЖИЛЫМИ СТРОЕНИЯМИ
|
№
|
наименование бывших деревень и поселков
|
Территория
|
Существующий жилищный фонд
|
Численность постоянно зарегестрированных |
Вид собственности
|
СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
1
|
Верескино (р-н Молжаниновский)
|
24,5 |
5,0
|
139
|
частная
|
2
|
Ново-Подрезково (р-н Молжаниновский)
|
54,73 |
18,6
|
581 |
частная
|
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
3
|
Новодачный (р-н Северный)
|
24,85 |
4,75
|
140
|
частная
|
4
|
Заболотье (р-н Северный) |
— |
— |
— |
— |
5
|
ул. Мичурина (р-н Северный)
|
5,26 |
2,13
|
44
|
частная
|
6
|
Северный (р-н Северный)
|
48,5 |
31,57
|
1 361
|
частная |
7
|
д. Виноградово (р-н Северный)
|
3,9 |
0,94
|
— |
частная
|
8
|
Дачный пос. между МКАД и Савеловским направлением МЖД (р-н Лианозово)
|
44,45 |
— |
137
|
частная
|
ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
9
|
Ухтомский (р-н Косино-Ухтомский) |
— |
85 |
3 300
|
частная
|
10
|
Старое Косино (р-н Косин-Ухтомский) |
215,7 |
194,5
|
12 417
|
частная
|
11
|
Кожухово (р-н Косино-Ухтомский)
|
39
|
— |
6 000
|
частная
|
12
|
пос. Восточный
|
318
|
99,3
|
7 829
|
частная
|
13
|
пос. Акулово
|
18,64
|
38,3
|
2 000
|
частная
|
ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ |
14
|
Дьяково-Городище (на территории п/а "Коломенское"
|
— |
— |
— |
федеральная1
|
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
15
|
Потапово (р-н Южное Бутово)
|
12,0
|
0,5
|
15
|
частная
|
16
|
д. Захарьино
|
18,9
|
4,4
|
179
|
частная
|
ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
17
|
Мещерский (в т.ч. р-н Солнцево) |
147,5
|
41,68
|
293
|
частная
|
18 |
Чоботы (р-н Ново-Переделкино) |
156,2
|
54,7
|
2 000
|
50% частная, 30% федеральная
|
19 |
Лазенки (р-н Ново-Переделкино) |
20 |
Здоровый отдых (р-н Ново-Переделкино) |
21 |
Лукино (р-н Ново-Переделкино) |
2,88 |
0,9 |
60 |
частная |
22 |
пос. Рублево
|
135,3
|
127,9
|
8 071
|
30% частн., 60% муницип.
|
23 |
пос. Внуково |
217,3
|
121,55
|
9 313
|
городская
|
24
|
пос. и д. Тостопальцево
|
— |
— |
— |
— |
25
|
д. Мякинино
|
39,9
|
10,0
|
9 210
|
30% частн., 60% гор.
|
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
26
|
Юрово (р-н Куркино)
|
14,8
|
1,95
|
96
|
— |
27
|
Куркино (р-н Куркино)
|
35,6
|
5,17 |
358
|
частная
|
28
|
ул. Лыковские
|
42,3
|
— |
— |
частная
|
29
|
Рождествено (р-н Митино)
|
12,6
|
— |
135
|
частная
|
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
|
30
|
пос. Малино
|
52,3
|
19,5
|
420
|
частная
|
1пункт введен постановлением правительства Москвы от 14.11.2006 г. №883-ПП)
|
Валерия МОЗГАНОВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль - август 2007 | № 7 (26) | http://www.d-n.ru/ |