Обо всем, что им очень нравится, испанцы говорят perfecto. Вот и Международный салон недвижимости The Salon Imobiliario de Madrid (SIMA) они оценивают именно так. По-русски мы бы сказали "грандиозно", "впечатляюще", а еще "внешне намного красивее, чем даже самые крупные и представительные выставки России".
О том, что SIMA-2007 должна перекрыть во всех смыслах рекордные показатели 2006 года, было известно еще месяца за три до ее открытия: 100 194 м2 общей выставочной площади, около 800 компаний-участников из 50 стран, более 160 000 за- планированных посетителей, в том числе около 20 000 аккредитованных специалистов. Размах поражает. О том, что пред- ставляет собой SIMA, одна из самых важных мировых выставок недвижимости, ДН подробно рассказывал в двух предыдущих номерах, поэтому сегодня лишь несколько соображений по поводу.
Ожидания оправдались. Если вы хоть раз бывали, предположим, в центральном "Детском мире" накануне 1 сентября, то вполне можете представить себе столпотворение на SIMA. Хотя в отличие от "Детского мира", где родители и дети озабоченно бегают в поисках нужных товаров, по павильонам комплекса Feria de Madrid, где проводится выставка, народ по большей части спокойно гуляет. Сюда приходят семьями чуть ли не на целый день, ходят от стенда к стенду, выспрашивают подробности, собирают информацию, заключают договоры, с удовольствием принимают небольшие подарки от компаний, радуются выступлениям испанских танцоров и мексиканских певцов, становятся зрителями и участниками бесконечных бразильских мини-карнавалов… Рабочая обстановка без труда соединяется с атмосферой праздника, рождая головокружительное шоу под названием SIMA.
Для восприятия происходящего особенно труден первый день. На второй, когда начинаешь понемногу приходить в себя и хоть как-то разбираться в структуре выставки, невольно приходят на ум сравнения, в частности с российскими выставками и MIPIM, которую многие уже тоже называют российской благодаря огромному присутствию наших соотечественников. Итак, если оставить в стороне размеры площадей и прочие "математические" параметры, то основное отличие SIMA, скажем, от MIPIM, в разной их направленности.
MIPIM — выставка инвестиционных проектов, по большей части ориентированная на привлечение денег в тот или иной из них. SIMA — выставка прежде всего потребительская, работающая по принципу "Пришел. Увидел. Договорился". Ни в коем случае нельзя сказать, что инвесторам, девелоперам, риэлторам и прочим профессионалам рынка нечего делать в Мадриде. О том, что это не так, свидетельствует хотя бы профессиональная программа SIMA, в нынешнем году включавшая такие форумы, как "Инвестиционные стратегии и возможности бизнеса в Центральной и Восточной Европе", "Сотрудничество с промоутерами в сфере рынка второго жилья: как устанавливать контакты с зарубежными агентами и строить новые деловые структуры?", "Рынок недвижимости и новые технологии" и т. д. И все-таки SIMA, в начале своего существования проходившая под лозунгом "Второй дом в Испании", и поныне сохранила для себя его актуальность (хотя организаторы — Grupo Planer — приложили немало усилий, чтобы вывести выставку на принципиально новый уровень, и явно не собираются останавливаться на достигнутом).
Отчасти подтверждением потребительской ориентации SIMA служит ассортимент и региональная принадлежность представленных испанских объектов. Подавляющее их большинство расположено в Валенсийском сообществе, Каталонии, Мурсии и других испанских регионах, имеющих прямой выход к "большой воде". Домик у моря — самое желанное приобретение не только для внешних, но и для внутренних покупателей недвижимости в Испании. Куда большим разнообразием отличаются зарубежные предложения: среди них можно было встретить и апартаменты на болгарском горнолыжном курорте Банско, и квартиры в умопомрачительном небоскребе в Панаме, и домики на гольф-курорте в Мексике, и виллы в Андорре.
К слову, дополнительную привлекательность заключению договора именно на выставке придает тот факт, что в этом случае покупатели вправе рассчитывать на предоставление бонусов. Они могут быть самыми разными — от денежной суммы в размере нескольких тысяч евро до автомобиля, класс которого напрямую зависит от класса приобретаемого объекта. Словом, россиянам, действительно заинтересованным в поиске зарубежной (прежде всего испанской) недвижимости, имеющей приятное соотношение цена/качество, и готовым потратиться на визит в испанскую столицу, на мадридском салоне самое место.
Навскидку процентов 80 экспонентов SIMA — испанские компании с испанскими же предложениями. Остальные процентов 20 приходятся на испанские компании с иностранными предложениями и собственно иностранные компании, крайне неравномерно распределенные с географической точки зрения. Подавляющее большинство — представители стран Северной и Южной Америки, от США и Мексики до Бразилии, Уругвая, Панамы и Доминиканской Республики. Европейских же компаний на SIMA-2007 было, прямо скажем, немного: Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Андорра, Люксембург, Великобритания. Среди "европейцев" практически не встречалось прямых конкурентов Испании на рынке "вторых домов у моря", кроме, пожалуй, Болгарии, которую в самой Испании конкуренткой не считают, и Греции, представленной одной-единственной компанией со скромным стендом.
Что касается России, то наших инвестиционно-строительных, девелоперских, риэлторских компаний на выставке пока что нет вообще. И зря: поскольку, с одной стороны, иностранные застройщики и продавцы недвижимости активно ищут контакты для выхода на российский рынок, и участие в SIMA — прекрасная возможность достичь нужных договоренностей, а с другой стороны — в Мадрид, пусть и не в таком количестве, как на MIPIM, но все же приезжают инвесторы, заинтересованные в размещении средств, и Россию они готовы рассматривать если не как приоритетное, то, по крайней мере, как очень интересное инвестиционное направление. Наконец, среди посетителей SIMA были и те, кто задавал вопросы о приобретении недвижимости, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге. Словом, наши профессионалы явно не будут здесь лишними.
Может ли наступить разочарование от визита на SIMA? Большое — нет, разве только в мелочах. Например, таким мелким разочарованием стал салон SIMAFutura, анонсированный как место демонстрации последних достижений в области строительных технологий и материалов. На практике все свелось к небольшой выгородке, где пяток компаний объясняли всем желающим преимущества своих солнечных батарей, водонагревательных приборов и окон.
Но это детали. А в основном SIMA оправдывает ожидания, с чем охотно согласились собеседники ДН.
Ивонн Лопес Босвелл (MCT Realty Corp., США): "Это мой второй визит на мадридскую выставку, на которой в принципе можно встретить девелоперов и риэлторов со всего мира. Для нас, я думаю, особенно полезны контакты как с испанскими покупателями, так и с коллегами из латиноамериканских стран — Панамы, Доминиканской Республики, Аргентины. Мы много общались в прошлом году, продолжили общение в этом, и оно оказалось крайне плодотворным".
Ивайло Ковачев (Bansko Building Company, Болгария): "Мы довольно много бывали на различных выставках в Европе, но на SIMA приехали впервые. Ход дел на выставке я мог быть оценить как средний, только не в смысле плохой: бизнес здесь мог получиться хуже, мог лучше, но он такой, какой есть, и он весьма неплох. Мы получили немало потенциальных клиентов — честно говоря, я думал, что и посетителей на выставке, и интереса непосредственно к Болгарии будет меньше. И все-таки я еще не окончательно решил, приеду ли в Мадрид на следующий год".
Рикард Ллуис (Lanaya.com Inmobiliaria, Испания): "Я приехал на мадридский салон в первый раз. Здесь действительно очень много народа, правда, мы располагаемся в, так сказать, дополнительном павильоне, куда заходит заметно меньше людей. И это, пожалуй, единственное, что не устраивает нашу компанию. Среди посетителей есть все — и конкретные покупатели, и потенциальные крупные инвесторы, и профессиональные игроки рынка. Причем интересуются они в равной степени виллами и апартаментами. Мы, конечно же, собираемся приехать на SIMA в следующем году, только уже выставляться в одном из основных павильонов".
Висент Бандин Руиз (Ciudad Bosque Real, Мексика): "Выставка мне в принципе понравилась. Однако есть некоторые отрицательные моменты, главный из которых — не слишком четкая ее структурированность. Компании расположены вперемешку. Для того чтобы найти что-то конкретное, посетителям приходится обходить всю экспозицию. А представителям компаний — бегать и выискивать "нужных" клиентов (например, в нашем случае — крупных инвесторов, заинтересованных во вложениях в наш проект). Но так бегать я ведь и дома могу! Все-таки слишком всего много, слишком эклектично. Но, безусловно, мы приедем и в следующем году. В Мексике появляется множество очень интересных проектов, вложения в которые являются привлекательными для иностранцев".
Игнасио Гомес (Profidom, Словакия): "На SIMA в качестве самостоятельного участника наша компания впервые. Раньше мы были частью единого стенда, пред- ставляющего Словакию. Здесь все здорово, только очень много народа, а это всегда стресс. С одной стороны, мы получили немало клиентов, но с другой — мы просто не успеваем всех обслуживать!"
Сильвина Арари (Nienes Raices Regency, Панама): "Мы уже бывали в Мадриде на SIMA и намерены продолжить эту практику. Выставка производит очень хорошее впечатление, особенно своей представительностью. Здесь выставляется множество компаний из множества стран. В принципе — это одна из важнейших выставок недвижимости в мире, на которой можно наладить немало ценных контактов. На нашем стенде посетители в основном не столько интересуются конкретными объектами, сколько спрашивают общую информацию о Панаме и ее сфере недвижимости. Хотя нельзя сказать, что Европа совсем уж новый для нас рынок. Еще два-три года назад, и даже в прошлом году европейцы с куда большей осторожностью относились к предложениям из Панамы, а теперь мы постепенно становимся привычными, "своими" в Старом Свете".
Тибор Нодь (OTTHON CENTRUM Project Consulting Kft., Венгрия): "Это наш второй приезд в Мадрид, хотя надо отметить, что мы являемся, например, постоянными участниками выставки в Бар- селоне. SIMA — выставка замечательная! Маленькие проблемы, конечно, возникали. Скажем, мы хотели бы иметь стенд большего размера, где можно было бы использовать плазменный экран. Но это, скорее, наша недоработка, чем организаторов. Думаю, мы постараемся все исправить в следующем году".
Тимотеос Антиохос (A&B Real Estate, Греция): "Мы впервые на SIMA, и думаю, что это отличный опыт для нас, особенно если учесть, что мы единственные, кто представляет здесь Грецию. Наверняка нам захочется приехать и в следующем году. Кстати, мы подумываем и о том, чтобы принять участие в российских выставках. До сих пор конкретно наша компания не была представлена в вашей стране, но интерес к российскому рынку в Греции есть, поскольку есть греки, которые хотят как что-то продать, так и что-то купить в России".
Валерия МОЗГАНОВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июнь 2007 | № 6 (25) | http://www.d-n.ru/ |