Статистические данные, касающиеся MIPIM-2007, расходятся. Одни утверждают, что в этом году в Каннах присутствовало 1.200 российских компаний. Другие – что 2.000. Третьи просто констатируют – участие России в нынешней MIPIM по сравнению с прошлой возросло почти на 80%. Как бы там ни было, факт очевиден – наших на каннском форуме уже не просто много, а очень много. С чем и зачем столь активно "выставляются" россияне? Чего ждут от своего массированного присутствия? Собираются ли наращивать обороты? На эти вопросы отвечают непосредственные участники MIPIM-2007.
Румэн КАЛЧЕВ директор по стратегическому развитию и маркетингу компании "Стройинком-К"
Результаты работы MIPIM-2007 я оцениваю очень высоко. И роль России в ней с каждым годом только возрастает. В этом году отдельные стенды были у российских регионов, Москвы, Краснодарского края; по моим оценкам, около 20% MIPIM – это российские стенды.
Для российских компаний участие в таких мероприятиях – это всегда хороший "пиар", хорошая возможность продвижения новых перспективных проектов. Здесь можно показать новый имидж России, а инвесторы, в свою очередь, могут оценить привлекательность российского рынка. Кстати, с их стороны интерес огромный: практически каждый четвертый посетитель российского стенда – представитель инвестиционного фонда, банка и т. п.
Для нас самым запоминающимся событием нынешней MIPIM стала презентация проектов "Moscow Sity Moll" и "Тверская застава". Они вызвали большой интерес у участников выставки. В частности, на презентации присутствовали глава Минэкономразвития Герман Греф, губернаторы Россель и Ткачев, глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин.
В дальнейшем роль выставки будет только расти, как и российское представительство в ней. Единственное препятствие, которое я вижу, это помещение. Оно устарело и не соотвествует тем техническим требованиям, которые предъявляют сегодня участники подобных форумов.
Константин АПРЕЛЕВ вице-президент Российской Гильдии Риэлторов
Я бы не сказал, что на MIPIM "засилье русских". Нормальное представительство: около 70 стендов, более 200 участников-посетителей. И всё, вроде, красиво и хорошо, но как всегда не хватает главного: а в чём суть предложений? Особенно это касается городов, муниципальных образований и властных структур – они не до конца понимают, зачем привозят материалы и покупают стенды на MIPIM.
Важно не просто представить проект, но и сделать грамотные коммерческие предложения, а по этой части нам всем, и представителям профсообщества тоже, надо работать более тщательно, в соответствии с международными стандартами. В РГР, к примеру, есть программа, слушатели которой получают степень сертифицированного специалиста (CCIM), и я настоятельно рекомендую посетить ее (или какую-то другую), чтобы все понять про оценку эффективности инвестиций. И чтобы потом, озвучивая свои предложения, не вызывать улыбки.
Знаковое событие нынешней MIPIM – то, что стенд Краснодарского края стал фактически центральным: около него все время по 100 человек стояло! То, что Краснодарский край выступал спонсором центрального вечернего мероприятия выставки – об этом тоже много говорили. Еще отмечу участие MIRAX Group: не было ни одного места, где не присутствовала бы (рекламно или как-то иначе) эта компания.
Думаю, в дальнейшем мы будем наращивать свое присутствие на MIPIM. Это ведь клуб по интересам, и для того, чтобы привлечь реального инвестора, надо с определенной регулярностью там появляться, показывать проекты, чтобы была видна динамика и люди чувствовали рынок. Ведь получается так: на первый раз никто даже внимания на тебя не обратил, на второй заметили, на третий подошли, на четвертый спросили "А есть ли что-то интересное?". То есть MIPIM – это стратегическое поле, которое позволяет выстраивать отношения на международном уровне.
Ирина НАУМОВА PR-директор ГК "Пересвет-Групп"
Российские участники на нынешней выставке в Каннах использовали мощные средства рекламной и PR-кампании. Особенно активны были такие регионы как Краснодарский край и Казань: открытые вечеринки этих регионов были заметными событиями, но запомнились, скорее, благодаря своей масштабности. Также многим запомнилась нестандартными рекламными и PR-акциями компания MIRAX. Мэрия Москвы в рамках форума провела 2 мероприятия – закрытый ужин в гостинице "Негреску" (Ницца) и пресс-конференцию в салоне "Диана" гостиницы "Мажестик" (Канны), на которой вручались памятные знаки самым достойным инвесторам Москвы. Всего было награждено 3 компании: "ТЭН", MIRAX и "Пересвет-Групп". Нельзя сказать, что сегодня зарубежные инвесторы готовы к прямым инвестициям в российский девелопмент. Однако, несомненно, российские участники благодаря таким мероприятиям заявляют о себе как о части мирового девелоперского рынка. Кроме того, регионы России благодаря MIPIM нашли инвестиции на свои крупные проекты.
Большой популярностью пользовались стенды Копенгагена, Парижского региона, Манчестера. В этом плане несколько особняком стоял Лондон, который предлагал уже готовые объекты, и фактически на его стенде проходили риэлторские продажи. Несомненно, стенды развитых стран посещаются чаще, чем стенды развивающихся. Полагаю, это связано вот с чем: число участников MIPIM велико, но, разумеется, представителей крупных инвестиционных компаний немного. А средний и мелкий инвестор идет в уже понятный ему сегмент бизнеса. Что же касается развивающихся стран, то, несмотря на большую доходность их проектов, условия ведения бизнеса там не очень понятны среднему инвестору, а риски все же превышают тот максимальный уровень, который он может себе позволить.
Безусловно, выставка MIPIM является крупнейшим, наиболее авторитетным и представительным инвестиционным экспозиционным форумом в Европе. Это ключевое событие в сфере недвижимости, и оно лишь будет набирать вес в среде девелоперов и инвесторов. Полагаю, что год от года данное событие будет приобретать для российских участников все более, скажем так, рабочее звучание. Если сегодня в Росси к нему относятся скорее как к международной выставке, то со временем все больше начнут относиться как к рабочему инструменту привлечения инвестиций.
Александр ШАРАПОВ президент компании Becar Realty Group
Мы каждый год участвуем в MIPIM, однако в этом году впервые приехали со стендом. Как и ожидалось, участие в выставке в качестве экспонентов оказалась очень продуктивным. По сообщению организаторов MIPIM, в 2007 году количество посетителей выставки увеличилось на 25% - в основном за счет русских участников. На выставке в Каннах присутствовали представители более 500 российских компаний – это отличная возможность пообщаться с потенциальными клиентами и партнерами. Особенно важно то, что на MIPIM приезжают руководители компаний – то есть лица, принимающие решения. Крупнейшие фигуры российского рынка недвижимости собираются в одном месте и открыты для общения. Ежедневно каждый из 14 делегатов компании Becar проводил около десятка переговоров – в сумме получается более 500 встреч. Эти 4 дня работы на выставке для нас более продуктивны, чем два или даже три месяца работы дома.
Огромный интерес к российской недвижимости проявляют иностранные инвестиционные фонды. По данным справочника Europe Real Estate, в 2006 году зафиксирован рекордный рост интереса к инвестициям в недвижимость – 223 биллиона евро, что на 50% больше показателей 2005 года. Сейчас в десятку самых инвестиционно привлекательных рынков недвижимости Европы помимо традиционных лидеров – Англии, Германии и Франции – входят также Россия и Украина.
Если раньше на международных выставках нам приходилось рассказывать представителям иностранных инвестиционных фондов о доходности российской недвижимости, то сегодня они сами ищут возможности пообщаться с российскими консультантами. Большой интерес вызывают российские стратегические инвестиционные проекты – например, Башня Газпром-сити и Новая Голландия в Санкт-Петербурге. К нашему стенду постоянно подходили, интересовались нашими предложениями. Becar Realty Group привезла на MIPIM пакет инвестиционных проектов, по которым сейчас ведутся переговоры с иностранными компаниями. Дмитрий ИВЛЕВ директор по рекламе и PR Группы Компаний ПИК
Группа Компаний ПИК выступила на MIPIM-2007 на редкость удачно и слаженно. Впервые у нас было 2 стенда; за 4 дня работы выставки их посетили несколько тысяч человек, среди которых крупные государственные и городские чиновники, руководители регионов, мэры российских городов, известные предприниматели, политики, журналисты. Стало доброй традицией, что на каждой MIPIM ГК ПИК представляет абсолютно новый проект. На этот раз был презентован проект в "Москва-Сити". Речь идет об освоении территории Краснопресненского сахарорафинадного завода: через несколько лет там появится суперсовременный комплекс с единой рекреационной подземной зоной, сориентированный преимущественно на коммерческую недвижимость.
То, что увидели на MIPIM посетители, стендами чаще всего и язык не повернулся бы назвать. Это целые застроенные территории, огромные залы с уходящими ввысь инсталляциями проектов. Особо из российских регионов отличился Краснодарский край, который привез целый Кубанский казачий хор. Большой красивый стенд построила на MIPIM и Московская область. На стенде были представлены крупные компании, имеющие отношение к недвижимости. Самая большая площадь досталась компании "ПИК-Регион": ее стенд представлял собой поезд с мигающими огнями, на котором по-английский было написано "ПИК-Регион. Из прошлого в будущее".
Выставка MIPIM является одним из наиболее масштабных ежегодных мероприятий в области международной инвестиционной деятельности, девелопмента и недвижимости. Достаточно сказать, что за неполных четыре дня ее посещают несколько десятков тысяч человек, что является абсолютным рекордом для такого небольшого города как Канны. А уж когда здесь проводится настоящий смотр российских регионов, неудивительно, что всю ночь над бухтой палят пушечные салюты, на рейде, переливаясь огнями, стоят роскошные яхты, а сам город Канны натурально "трещит по швам".
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | апрель 2007 | № 4 (23) | http://www.d-n.ru/ |