Семь федеральных округов, 800.000 м2 введенного в эксплуатацию жилья, около 30 компаний участников, активное сотрудничество со странами б. СССР – итоги Программы межрегионального сотрудничества правительства Москвы в сфере строительства-2006. Строительная Москва закрепилась в российских регионах и на постсоветском пространстве – и уходить не собирается, несмотря на многочисленные трудности.
Планы руководителей и участников программы на 2007 год, выглядят внушительно. Объем вводимого жилья предполагается довести до 1.113.700 м2 (для справки – в 2002 году все начиналось с 17.800 м2). В программном "стройпортфеле", ныне состоящем из 57 городов России и б. СССР, должны появиться такие географические точки как Мурманск (в котором за прошедший год не было построено ни одного дома – и такой год для города был далеко не первым), Минск (где намечено возвести Дом Москвы и новый микрорайон, из 130.000 м2 которого 90.000 м2 будет занимать жилье), Киев (в преддверии подписания с украинцами договора о сотрудничестве в сфере строительства на рассмотрении Москвы находятся 4 крупных инвестпроекта, и один из них – в Киеве), Пермь (здесь стараниями москвичей должен появиться новый жилой микрорайон) и т.д. Конечно, усилия одной Москвы не смогут вывести стройкомплексы России или всего СНГ на уровень Китая, в котором в прошлом году было построено ровно по 1 м2 на каждого жителя. У нас, к примеру, в бурно развивающемся Питере этот показатель находится на уровне 0,5 м2, в Калининграде чуть выше – 0,82 м2 (хотя, по словам мэра Калининграда Юрия Савенко, этот-то город в 2007 году как раз догонит Китай, а учитывая последние события в игорном бизнесе – может и перегонит), но в подавляющем большинстве городов – на порядки ниже (Москву, в связи с темой разговора, можно в расчет не брать). Тем не менее, работа в рамках программы помогает решать многие вопросы, стоящие не только перед малыми городами с большими амбициями. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров особо выделяет пять аспектов: "Во-первых, бизнес все равно не удержать в рамках, будь это даже рамки Москвы или Петербурга. Во-вторых, благодаря этой программе развивается промышленность, и я имею в виду не только региональные ДСК: скажем, питерцы построили Петербургскую улицу в Казани, а благодаря наладившимся контактам получили заказ на строительство в столице Татарстана метро – и все оборудование туда поставляли питерские заводы. В-третьих, программа помогает наладить обмен опытом, а это позволяет избежать повторения совершенных ошибок. В-четвертых, появляется возможность знакомиться с подходами в области формирования покупательского спроса. В-пятых, в рамках программы можно снижать себестоимость строительства – за счет использования "проектов повторного применения". Конечно, сегодня типовое жилье – не самое привлекательное. Но ведь уже пройдена экспертиза, получены все согласования, собрана документация – представляете, как это сократит сроки строительства? Типовые проекты, в том числе школ, спортсооружений, торговых комплексов, можно брать на вооружение и тиражировать. Недавно в Петербурге открылся новый бассейн олимпийского класса – и Владимир Сальников, который последние 6 лет жил и работал в Испании, заявил, что переезжает к нам. Почему этот проект не реализовать в других регионах?". Жизнеспособность программы подтверждает и постоянный рост числа задействованных в ней компаний. Конечно, кулуарных разговоров о том, что компании в нее включаются не совсем по доброй воле и что их работа в регионах хорошо, если выходит "в ноль", много. Но поверить, что один только административный ресурс гонит столичный бизнес за пределы Москвы трудно. "Столичники", которым надоело сталкиваться лбами в пределах своего города, и без того ищут выходы на региональные рынки, а опора в лице московского правительства может им быть только на руку. Хотя, как постоянно отмечает первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы Константин Королевский, площадки под застройку участники программы получают на законных основаниях – через аукционы. Что касается проблем, то их, увы, немало. Большинство регионов ждет прихода Москвы, подняться сами они очевидно не в состоянии. Но инженерные сети здесь истощены и изношены, на подготовку и проведение аукционов не хватает ни средств, ни знаний, градостроительные планы устарели или отсутствуют вовсе, борьба с незаконным строительством ведется из рук вон (за что отчасти надо благодарить наших законодателей, лишивших муниципалитеты ряда контролирующих функций), а последствия принятия 214 ФЗ "перевариваются" до сих пор. Отдельный вопрос – кадры, точнее, острейшая их нехватка на всех уровнях. Например, в Минске москвичам сразу было поставлено условие: строить без привлечения местных кадров, которых и так мало. Не исключено, что придется целенаправленно извещать о начале минского строительства работающих в Москве белорусских гастарбайтеров – вдруг захотят вернуться.
Наконец, удовлетворить весь региональный потребительский спрос, накопившийся за годы строительной стагнации, Москва со своими проектами не в силах. "Сегодня к Калининграду проявляется огромный миграционный интерес со стороны русских из стран б. СССР. Население города – около 430.000, а статистики утверждают, что переехать в Калининград готовы еще 215.000 человек. Но где взять жилье для них?", - жалуется Юрий Савенко. Аналогичная ситуация складывается в Пскове, и уж тем более в традиционно привлекательных для мигрантов центральных и южных городах России. Но как решить проблему, никто не знает: в больших объемах строить дешево и хорошо мы пока не умеем.
Елена ПОЛОВЦЕВА ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | февраль 2007 | № 2 (21) | http://www.d-n.ru/ |