Читтим, Киттим, Китиум — все это названия Китиона, одного из самых древних городов-государств на Кипре. Когда-то он был процветающим торговым центром юга острова, являлся главным опорным пунктом финикийцев, славился тем, что именно здесь родился основатель школы стоиков Зенон…
Однако после греко-персидских войн все осталось в прошлом. Былое величие вернулось лишь в XIV веке, когда о существовании Китиона уже мало кто помнил. Зато на некогда занимаемых им территориях начала быстро богатеть и развиваться Ларнака — город, о котором сегодня говорят не так часто, но без которого облик современного Кипра был бы совсем иным.
Кто из твоих друзей может так?
Помните этот вопрос, который в диснеевском мультике задавал обалдевшему Аладдину сногсшибательный Джинн Ларнака, конечно, не волшебница, но пара "фокусов" в кармане имеется и у нее.
Например, знаете ли вы, что именно здесь находится церковь Св. Лазаря, где Лазарь (да-да, тот самый) после своего чудесного воскресения служил около 40 лет А знаете ли вы, что здесь расположена третья по значимости святыня мусульманского мира - Текке Умм Хаарам (или Хала Султан Текке, как называют ее турки-киприоты). Легенда гласит, что у пророка Мухаммеда была тетка - Умм Хамар (или Хана Султан - по турецкой версии). Она прибыла на Кипр в 649 году вместе с первыми отрядами арабских завоевателей, но во время одной из битв упала с лошади и умерла. Похоронили Умм Хамар на берегу Соленого озера, а на могилу поставили многотонный осколок скалы, который небожители якобы принесли с самого Синая.
Соленое озеро, периметр которого составляет около 13 км - тоже одно из ларнакских чудес: в давние времена добывавшаяся там соль была одним из основных богатств Кипра. Летом, когда озеро пересыхает, можно видеть 10-сантиметровый слой соли, покрывающий его поверхность. Зато зимой, после сезона дождей, когда вода наполняет чашу озера до краев, здесь можно видеть множество перелетных птиц, в том числе и великолепных розовых фламинго.
К берегам Соленого озера примыкает аэропортовый комплекс Ларнаки. Еще недавно это был единственный на Кипре международный аэропорт, однако после того, как рейсы из-за рубежа начал принимать Пафос, "транспортный" козырь оказался выбитым из рук Ларнаки. Вообще же, этот город был и остается экономическим и промышленным центром в гораздо большей степени, чем туристическим - достаточно сказать, что в непосредственной близости расположены нефтеперерабатывающий завод и одна из двух теплоэлектростанций, дающая энергию острову, что не могло не сказаться на курортной привлекательности Ларнаки. То, что Ларнака - крупный морской торговый порт, также палка о двух концах, и туристическая судьба, предположим, испанского города Малага - еще одно тому подтверждение.
Конечно, решение правительства Кипра о строительстве на юге острова сразу нескольких гольф-полей, идея создать в Ларнаке парусный центр, проведение в городском Муниципальном театре традиционного музыкального фестиваля (профессионалы уверяют, что только здесь можно познакомиться с музыкальной жизнью современного Кипра во всей ее полноте), наличие одной из крупнейших в регионе яхт-марин и намерение властей всячески развивать яхтенное направление - все это городу только в плюс. Тем не менее, Пафосу и Лимассолу, двум самым раскрученным курортным центрам острова, Ларнака явно будет уступать еще очень долго - как по части привлечения туристов, так и по части привлечения покупателей недвижимости.
Впрочем, с этим утверждением могут не согласиться предприниматели, воспринимающие Кипр как место не столько для отдыха, сколько для ведения бизнеса. Ларнака, как уже говорилось, давно является экономическим и промышленным центром страны - еще во времена турецкого владычества именно здесь селились крупнейшие торговцы и располагались представительства иностранных государств. А после событий 1974 года, приведших к разделению Кипра, вблизи города была создана Ларнакская свободная зона - LFZ.
Соединяя континенты
Ларнакская свободная зона (LFZ) была учреждена под протекцией Министерства коммерции, индустрии и туризма (The Ministry of Commerce, Industry and Tourism). Решение о ее создании было принято Советом министров страны 30 октября 1975 г., в период, когда результатом турецкого вторжения на остров стала всеобщая безработица. Инфраструктурные работы в LFZ были завершены к 1980 г.
Зона находится в 6 км от ларнакского аэропорта, в 9 км от морского порта и в 48 км от столицы Кипра Никосии. Она стоит на автостраде, соединяющей Ларнаку и Лимассол, и имеет организованный транспортный доступ к порту: большинство средиземноморских портов, порты Великобритании, Германии, Нидерландов, США, Индии, стран Дальнего Востока - со всеми ними Кипр соединен морскими путями, что является неоспоримым плюсом для компания, работающих в LFZ.
Изначально организация Свободной Зоны ставила перед собой следующие цели:
- привлечение иностранных инвестиций в сектора, использующие передовые технологии;
- создание возможностей занятости (особенно для выпускников ВУЗов);
- развитие промышленного сектора с целью увеличения экспорта промышленных товаров;
- импортирование зарубежной валюты;
- использование сравнительного преимущества стратегического положения Кипра.
Надо заметить, что отдельно от LFZ существуют две свободные портовые зоны: одна - в Лимассоле, другая - в Ларнаке, также созданные, чтобы дать дополнительный толчок развитию кипрского бизнеса.
Первоначальные цели не были достигнуты по ряду причин, в числе которых специалисты называют превалирование политической ситуации на Кипре (именно она может рассматриваться как решающий фактор, влияющий на выбор потенциальных инвесторов), неудовлетворительные налоговые условия, предложенные LFZ, высокую конкуренцию, в рамках которой соседние Свободные Зоны предлагали более мягкие налоговые схемы и более дешевую рабочую силу, и даже плохо организованную рекламную кампанию. В 1999 году появились новые предпосылки для развития LFZ. Расположенным здесь промышленным предприятиям было предложено в течение первых 5 лет работы вносить номинальную арендную плату в размере $1. Им были предоставлены бесплатные телефонные линии любого типа и бесплатная электроэнергия в максимально требуемом количестве. Было запланировано строительство 3 модельных промышленных зданий для немедленного размещения в них иностранных инвесторов. И дело пошло лучше, хотя до идеального положения вещей еще очень и очень далеко.
Сегодня в LFZ на площади 31,2 га работает 94 предприятия, пользующиеся всеми преимуществами формата Свободной Зоны. Однако правительство Кипра не перестает предпринимать усилия для привлечения в LFZ новых участников процесса. К примеру, на недавних переговорах представителей Кипра с представителями ТПП Самарской области как раз обсуждался вопрос организации совместных предприятий на территории LFZ и последующих поставок товара, произведенного в стране-члене ЕС, на рынки стран Евросоюза - что создает условия для получения существенных налоговых льгот.
Commercial Real Estate начинает и побеждает
Сегодня на кипрском рынке Real Estate Ларнака находится в глубокой тени. В то время, как Пафос и Лимассол штурмуют толпы потенциальных покупателей недвижимости из-за рубежа, на Ларнаку обращают внимание, в основном, сами киприоты, те иностранцы, которые имеют здесь бизнес-интересы, а также те, кто хочет обзавестись second home и доступом к морю, не особо в это вкладываясь.
Что касается цен, то считать, будто Ларнака на несколько порядков дешевле того же Пафоса - глубокое заблуждение: дешевле, конечно, но не намного. Сейчас на рынке можно встретить такое, например, предложение: апартаменты (1 спальня, 1 ванная комната) в 1 км от Ларнаки, в туристической зоне рядом с 5-звездным отелем, около пляжа, теннисного корта и гольф-клуба - за 77 000 €. А, скажем, стоящую в комплексе виллу среднего размера, расположенную чуть дальше от моря, но всего в 10 минутах езды от Ларнаки, неподалеку от ресторанов, ночных клубов, банков и даже школы, выставляют на продажу по цене около 230000 €. Для сравнения: за нечто подобное в Пафосе придется отдать примерно на 50000 € больше.
Вообще, несмотря на то, что в Ларнаке бурно строятся новые жилые кварталы (особенно возле аэропорта, в районе Маккензи), львиная доля нового строительства приходится на коммерческий сектор - в районе порта современные деловые центры, конторы банков, представительства торговых компаний появляются с ошеломительной быстротой. А что касается заводов и теплоэлектростанций, то население 50-тысячного города уверено: они не испортили экологии. Море в районе Ларнаки такое же чистое, как и в других местах острова. И мороженое у продавцов, торгующих на набережной Финикудес, такое же прохладное.
А то, что прибывающие в аэропорт самолеты плавно пролетают над головами загорающих туристов и аборигенов - это даже интересно: немного в мире осталось мест, где такое увидишь.
Движение навстречу друг другу На вопросы ДН отвечает торговый советник посольства Кипра в России Андреас ХРИСТОДУЛУ
– Господин Христодулу, насколько широко в Larnaca Free Zone представлены сегодня российские компании?
– В основном, в LFZ обозначили свое присутствие европейские предприниматели. А российские представлены крайне слабо – всего одной компанией (по-моему, она называется "Аленушка").
– Как вы думаете, почему так мало? Ведь бизнес-делегации из России постоянно приезжают на
Кипр.
– Я считаю, скорее всего, потому, что мы не слишком активно рекламировали Larnaca Free Zone на территории Российской Федерации. Я уверен, что российский бизнес и российское правительство должны быть заинтересованы в создании предприятий в рамках LFZ, просто нам, наверно, еще не удалось привлечь к ней должное внимание.
Сейчас мы стараемся восполнить существующие пробелы – не только продвигая Larnaca Free Zone, но и рассказывая обо всех преимуществах, которые Кипр готов предоставить иностранному бизнесу. Развитие LFZ – один из 12 пунктов новой промышленной политики, которую правительство Кипра одобрило в 1999 году. Остальные ее пункты также касаются, в основном, зарубежных компаний – например, появление сервисного центра для иностранных инвесторов, развитие сферы высоких технологий, создание бизнес-инкубаторов и т. д.
На данный момент почти половина территории LFZ занята. Пришедшие туда компании оценили предоставляющиеся им крайне выгодные условия – в первую очередь, первоначальную номинальную арендную плату и многочисленные бесплатные опции. Кроме того, Кипр ведь очень удачно расположен географически – он соединяет Европу, Ближний Восток и Северную Африку. Это 350?-?400 млн. человек, то есть огромный рынок сбыта для производственного предприятия, ориентированного на экспорт. А с учетом того, что и морской порт, и аэропорт Ларнаки расположены рядом с Larnaca Free Zone, это место можно назвать крайне удачным для развития бизнеса.
– С вашей точки зрения, какие именно российские компании в первую очередь могут проявить интерес к LFZ?
– Известно, что Россия – один из главных мировых поставщиков сырья. К примеру, из вашей страны активно вывозят лес и пиломатериалы, это является одной из заметных статей российского экспорта. Думаю, создание в LFZ предприятий, нацеленных на деревопереработку, было бы весьма выгодно для российского бизнеса. Повторю, рынок сбыта огромен, и даже на самом Кипре есть множество компаний, заинтересованных в приобретении пиломатериалов из России – что напрямую связано с наблюдающемся на острове строительным бумом. Да и другие российские перерабатывающие компании могли бы обеспечить процветание своего бизнеса в рамках LFZ.
– Есть ли какие-то планы по изменению правил существования компаний в LFZ?
– Нет, пока никаких изменений не предполагается, а все планы связаны только с продвижением LFZ на российском рынке. Например, недавно я был в Санкт-Петербурге, где встречался с представителями ТПП Петербурга и Ленинградской области. Ознакомил их с возможностями Кипра, в результате один запрос со стороны петербургской компании, заинтересовавшейся работой в сфере высоких технологий, мы уже получили. Кроме того, сейчас мы создаем специальный web-сайт, чтобы открыть доступ к максимально полной информации о бизнес-возможностях иностранных инвесторов и предпринимателей на Кипре.
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | декабрь 2006 - январь 2007 | № 10/1 (20) | http://www.d-n.ru/
Елена ПОЛОВЦЕВА |