Испания — одна из немногих стран, где широко и убедительно прослеживается вся история стилей мировой архитектуры, десятки веков формировавших облик испанских городов, видоизменяя и нивелируя их фасады, ландшафт и планировку. И все же, бережно сохраняемое и сознательно культивируемое стилистическое разнообразие почти не повлияло на архитектурные традиции типичного испанского дома. Главными дизайнерами здесь всегда выступали теплый климат, жаркое испанское солнце и строительные обычаи мавританских конкистадоров.
Архитектура. Классический аккорд
Сложность и многообразие архитектуры Испании во многом обусловлено различиями в судьбах ее исторических областей и наслоениями различных культурных традиций финикийцев и кельтов, древних греков и римлян, германцев и арабов. Преобладавшее до нашей эры влияние финикийцев и древних греков сменилось владычеством Древнего Рима, оставив глубокий романский след в виде руин римских амфитеатров, храмов, арок, акведуков и виадуков. Тяжелые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере остались напоминанием о средневековой культуре вестготов. Арабские завоеватели привнесли обилие мавританских традиций.
Собственно испанский архитектурный стиль зародился как раз в период "реконкисты" — отвоевания захваченных арабами территорий, по мере которого местные традиции переплетались и взаимодействовали с культурными влияниями Франции и Италии. Но трехвековое мавританское господство накрепко привило испанцам, южанам в особенности, склонность к яркости, изощренности и богатству форм.
Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистическую пестроту и яркое своеобразие средневековой архитектуры. Облик городов, выраставших из бывших крепостей, ремесленных поселений, торговых колоний, древнеримских и мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого городского центра, имевшего, как правило, неупорядоченную плотную застройку, обнесенную кольцом городских стен, от ворот которых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей или храмом. И только города Андалусии с ее устойчивым мавританским колоритом не имели и такого центра.
До X века основным строительным материалом был местный камень, пока мосарабы — беженцы-христиане не принесли с юга элементы кирпичной архитектуры и прочие новшества — выносные карнизы, консоли, дольчатые купола. Первые постройки романского стиля, в основном, культовые сооружения, несли отголоски местных особенностей, отличаясь простотой форм и тяжестью конструкций. Чуть более поздняя готическая архитектура, возникшая под французским влиянием, смешалась с мавританским стилем "мудехар", проповедующим узорную кирпичную кладку и обильный декор из алебастра, стука и изразцов. Аскетичные каменные крепости и замки, построенные по "технологиям" средневековых франков и крестоносцев, к XV веку превратились в парадные резиденции, отличавшиеся живописными композициями и богатым убранством.
Ставшая традиционной страсть испанцев к пышной декоративности породила своеобразную разновидность испанской архитектуры — платереско. Фасады, порталы, лоджии, колонны и арки жилых домов обильно украшались скульптурным декором, элементами фигурной пластики и причудливым орнаментом. В поисках живописной игры света и тени, средневековые архитекторы щедро декорировали поверхности стен ажурной резьбой. Впрочем, на смену изощренному платереско пришел его абсолютный антипод — официально-холодный и монументальный "десорнаментадо" ("неукрашенный" в переводе с испанского). В этом стиле была построена Королевская резиденция Эскориал и другие памятники светской архитектуры XVI века. И только столетие спустя — в эпоху барокко — в испанские города начала возвращаться былая пышность и нарядность фасадов, а еще одним веком позже испанские архитекторы уже проповедовали академический классицизм. Академическую гамму испанских архитектурных стилей завершил "модерн", испанская версия которого воплотилась в самобытных шедеврах Антонио Гауди.
Дом. Торжество традиций
В то время как светская и культовая архитектура Испании развивалась по академическим канонам, стиль типичного испанского дома в основном сформировался уже в средние века, непроизвольно став своеобразным отголоском трехвекового мавританского владычества. Тип мавританского жилого дома с внутренним двориком — патио, галереями и плоской глиняной или чуть покатой черепичной крышей, с интерьером, отделанным полихромными керамическими плитками-асулехо, получил тогда распространение почти во всей Испании, видоизменяясь в зависимости от местных климатических условий, бытовых традиций и наличного строительного материала.
Лишь дома Каталонии, строившиеся из необработанного камня, напоминали скорее жилища Прованса и Бургундии. А у басков и поныне встречаются каменные башнеобразные жилища, фахверковые дома с каменным заполнением и приземистые "касерио" с ассиметричной двускатной крышей.
Классический вариант — иногда его называют Средиземноморским — современного испанского дома легко узнаваем по арочным дверным и оконным проемам, вымощенному плиткой внутреннему дворику, пологой черепичной крыше, редко выступающей за периметр стен. Впрочем, кровля может быть и двускатной или даже плоской с парапетом — она же дополнительная терраса.
Испанский дом часто ассиметричен и напоминает в плане латинскую "L" или русскую "П". В результате подобной конфигурации формируется открытое внутреннее пространство, вокруг которого группируется череда помещений, свободно сообщающихся между собой. Среди наиболее характерных для испанского стиля деталей экстерьера — резные двери, колонны, пилястры, декоративные перила, каменная резьба, литье и стальная ковка. Типичными для испанского дома являются также замысловатые слуховые окошки, ажурные оконные и балконные решетки, декорированные плиткой дверные и оконные проемы и башенки.
По мере продвижения к югу в архитектуре дома проявляются черты, характерные для солнечной Андалусии — такие как щедро остекленные фасады, открытые ступенчатые террасы, причудливые формы и мавританские мотивы.
Средний испанский дом имеет два этажа, 3?–?5 спален и столько же ванных комнат. Гараж может располагаться как в подземном пространстве дома, так и в отдельной постройке, которая нередко имеет верхний гостевой этаж.
Внешние стены и архитектурные детали дома часто отделываются декоративной штукатуркой — стукко. Это смесь мелких частичек мрамора, гипса, извести и воды, придающая обрабатываемой поверхности грубовато-рукотворный вид. Когда-то эта отделочная технология была, по большей части, распространена на Средиземноморском побережье. Покрытые белой краской, стены домов спасали от жары, превосходно отражая солнечные лучи и эффектно контрастируя с терракотовыми крышами. Со временем мода на стукко распространилась по всей Испании, проникнув, в том числе, и в современные интерьеры.
Уподобление органическим фактурам местных ландшафтов (иссушенной солнцем земли, глины, камня) — излюбленная техника испанских дизайнеров. Поверхности стен и потолков практически не подвергаются обработке и крайне редко декорируются.
Естественные шероховатости стен не сглаживаются, напротив — они подчеркивают искомое ощущение рустикальности.
Наряду с традиционными белеными шале, все более популярными становятся дома из красного кирпича. С другой стороны, дома в старинном стиле испанского барокко тоже не редкость. Их легко узнать по богатой орнаментике, массивным деревянным дверям, кружевным перилам, замысловатым фонтанам и скульптурам в саду. Впрочем, полноценные сады при испанских домах встретишь нечасто — они никогда не были присущи традиционной иберийской усадьбе. Придомовые участки, как правило, невелики — 0,4?–?0,6 соток в среднем. Но и на таких миниатюрных клочках земли совсем не редкость бассейны и несложный ландшафтный дизайн. Плюс скульптурка гнома — доброго хранителя испанского дома.
Сегодня в Испании, на волне беспрецедентного строительного бума, традиционный жилой дом получает множество вариаций — от простейшего укрытия до роскошного палаццо, обретая несметное многообразие форм и концепций, вырываясь подчас далеко за рамки традиционных канонов. Испанские архитекторы постоянно экспериментируют, творя по принципу: "дом — не только физический предмет, но и символ". Это неминуемо откликается разноголосицей в стилях возводимых домов, варьирующихся от помпезной архитектуры в духе средневековых храмов до экологических "землянок". И все же, весь плюрализм мнений испанских зодчих имеет общую сущность, некий стержень, их объединяющий: они проповедуют архитектуру, неразрывно соединенную с конкретной местностью, отдавая предпочтение тому, что связанно с исконными традициями. Отсюда и массовое использование штукатурки, кирпича, камня, дерева и других материалов местного происхождения, позволяющих воплотить не только символическую, но и корневую привязанность к данному природному и культурному ландшафту. Колористические решения часто основаны на земляных цветах и оттенках окружающей природы. Национальные корни прослеживаются в графике окон, в лаконичных, четко очерченных формах архитектурных объемов.
В Испании существует массовое движение архитекторов, принявших в качестве метода "архитектуру здравого смысла", в качестве творческого базиса — коренные традиции, а в качестве благородной цели — их возрождение и развитие. С другой стороны, понятно желание покупателя — не быть похожим на других, персонифицировать свое жилище. Отсюда задача испанского архитектора: "Оставаться патриотом в рамках вкуса заказчика".
В результате разумного компромисса среди беленых стен и черепичных крыш иногда может появиться нечто, к примеру, конструктивистское. Но коренной ломкой имиджа традиционного испанского поселения это едва ли грозит. Во-первых, сегодня спрос как никогда ранее ориентирован на внешнюю простоту и историческую достоверность жилища. Во-вторых, испанский архитектор всегда найдет способ "привязать" свое творение к каменистой почве под ногами, исконному пейзажу и подлинным, веками складывавшимся традициям.
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | декабрь 2006 - январь 2007 | № 10/1 (20) | http://www.d-n.ru/
Алена ЖУРАВСКАЯ |